Правожил.com > Оформление недвижимости > Земли запаса — это территории, не обремененные хозяйственным назначением
Земли запаса — что это, разберемся в терминологии. В главах Земельного кодекса отражена информация о существующих категориях земель по целевому профилю.
Правовые стороны основных шести назначений ясны и понятны:
- земли для ведения сельского хозяйства
- территории городов и поселков
- участки для сохранения особо ценных природных территорий
- земли лесных участков
- земли водоемов
Земли запаса – это резервная категория
Что такое земли запаса? Земли запаса – это седьмая особая категория. С правовых позиций, сущность земли данного направления прописана скудно и неопределенно, их предназначение, в отличие от прочих категорий, не обозначено.
Земли запаса не имеют достаточно четкого описания. Область их использования не имеет строгих ограничений.
Выделяются земли по следующим формальным признакам:
- принадлежность государственным фондам или местным органам управления;
- отсутствие владельцев у земельных участков;
- запрет к использованию территории до изменения категории или передачи в чье—либо ведение.
Таким образом, фактически, предназначение земель запаса — это почвенная резервация, не обремененная хозяйственной эксплуатацией для нужд человека.
В едином реестре территорий РФ пустующие пространства составляют по площади третью часть или 6,4% от общего фонда страны.
Земли запаса часто неиспользуемые, что значит необжитые. К ним относятся земли неосвоенных территорий. Например, регионы на Дальнем Востоке, Крайнем Севере и в Сибири, Алтайском крае.
В Центральной части РФ земли запаса занимают несущественное место среди прочих категорий, хотя присутствуют во всех субъектах Федерации.
Несмотря на «ничейность» участков, определенные работы геодезического, изыскательского, кадастрового, поискового характера могут проводиться по согласованию с органами управления.
Земельный запас — территория, ожидающая потребностей общества в свободных зонах развития. Границы земель запаса подвижны и меняются в зависимости от переводов участков в иные категории по мере их востребованности, освоения и целевого назначения.
Занимать «свободные», на первый взгляд, земли самостоятельно нельзя. Случайные пользователи, местные жители зачастую самоуправно осваивают территорию.
Если на участке нет капитального строительства, местные власти иногда мирятся с огородами и посадками. На использование земель запаса для сельскохозяйственных целей «закрывают глаза».
Как получить разрешенное использование земельного участка
Способ изменения категории нормирован законом и описан нормативными документами. Согласно которым существует определенный порядок действий:
- Определение органа, решающего вопрос о целевом изменении использования участка.
- Подготовка ходатайства и сбор документов.
- Оформление права собственности, учитывающее основное целевое назначение территории.
Законодательство часто изменялось, из-за чего возникает путаница и недостаток данных. При нехватке кадастровых данных их берут из документов, удостоверяющих право собственности. Вопрос о категории участка инициируется владельцами, а решение о присвоении категории принимают органы власти.
Если необходимых сведений не дает акт на землю, свидетельство и кадастр, то цели использования земель определяет местный совет.
Полномочия в присвоении и изменении категории государственным землям Москвы и Петербурга, изменение границ участков принадлежат Федеральному Правительству.
В иных случаях использование земель запаса, их перевод в другую категорию регламентируется муниципальными или региональными властями. Региональные власти могут передать права на муниципальный уровень.
Следует отметить, что изменения относительно поселковых, внутригородских участков проводится решением местных органов власти. Землями распоряжается муниципалитет. Владельцы и собственники участков не участвуют в решении вопроса.
Правила относятся к регионам, где земли не разделены между федеральными и региональными властями. Если разделение существует, то неиспользуемые земли находятся в распоряжении соответственного органа власти.
Предлагаем ознакомиться: Документы для доказательства прав нового кредитора
При получении права использования такого имущества необходимо соблюдать все установленные правила. Таким образом, существует три условия, позволяющих использовать землю без перевода в другую категорию собственности. Такое возможно, если:
- Территория не расположена в диапазоне закрытых образований. Объекты, расположенные на ней, можно использовать в своих интересах.
- Участок используется для охоты и прогона скота к пастбищу.
- Если на участке организован сбор сухостоя, то можно не переводить его в другую категорию. Однако запрещено использовать сухостой с целью извлечения денежной прибыли.
В любом другом случае необходимо переводить участок из одной категории собственности в другую.
Перевод земельного участка из запаса в другую категорию допускается в исключительных случаях при возникновении острой необходимости. К таким случаям относятся:
- Необходимо реализовать территорию с особой защитой, после будет создан природный парк или заповедник.
- Нужно изменить существующую территорию границ субъектов страны.
- Требуется консервация земельного участка в связи с его износом.
- Планируется строительство элементов инфраструктуры или другого полезного назначения для общества.
- Поднятие уровня безопасности государства засчет строительства новых военных баз.
- Открытие нового месторождения полезного ископаемого.
В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.
Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:
- земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
- следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
- ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
- земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.
Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.
Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:
- федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
- объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
- земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.
Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.
Правила использования земельных наделов
Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.
Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:
- земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
- можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
- угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.
Разрешается эксплуатировать земли запаса, и предварительно следует перевести их в какую-либо отдельную категорию или совсем обойтись без нее. Эксплуатация возможна только лишь в трех основных случаях, которые перечислены были выше.
Каким должен быть порядок перевода для каждой из категорий?
Предлагаем ознакомиться: Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
Он зафиксирован на федеральном уровне и к нему следует относить:
- необходимость создания территории с учетом особых условий, которые касаются напрямую режима эксплуатации, а также охраны;
- необходимость изменить границы, которые были установлены, а также постараться выделить новые административные образования;
- постараться осуществить процесс консервации земель из-за их общего износа, к примеру, если был снижен уровень плодородия сельскохозяйственных площадей;
- вероятность построения объектов, которые стоит отнести к инженерной инфраструктуре социального или же бытового назначения;
- обеспечение максимальной безопасности страны и каждой ее границы;
- разработка территории с полезными ископаемыми, а также иными процедурами их добычи.
Этот список на данный момент является исчерпывающим, и любые изменения и дополнения в него могут быть внесены только благодаря процессу корректировки действующего законодательства.
Есть возможность использовать территории только после того, как земля будет переведена в одну из категорий. С точки зрения юриспруденции, это должно быть все правильно оформлено. Общий порядок перевода земель в одну из категорий позволяет регламентировать ФЗ с одноименным названием.
Если рассматривать представленный закон с точки зрения общих подробностей алгоритма процедуры, тогда стоит выделить несколько этапов:
- первый включает в себя подачу ходатайства об изменении категорий земель, и особое значение будет играть уровень подачи такого письменного прошения. Оно определяется принадлежностью земельного участка государству либо же какому-то другому субъекту. Если же территория является собственностью страны, тогда прошение следует подавать напрямую в Правительство, рассматривая вопросы субъектов – отправить в исполнительный орган на уровне региона, либо же в муниципальное образование – в муниципальный орган;
- благодаря второму этапу, можно осуществить подготовку всей необходимой документации, которая необходима для подтверждения принятого ранее решения о просьбе осуществить перевод земельного надела из одной категории в другую. Для этого необходимо собрать полный пакет всех бумаг, которые подтвердят использование данного угодья согласно конкретным целям;
- третий этап – это проверка, после которой будет вынесен суровый вердикт, позволяющий перевести земли из одной категории в другую, либо же отказ с объяснением, почему это сделать нельзя.
Существуют конкретные правила использования государственного резерва и в них строго определено, в каких случаях разрешено использовать ресурсные земли. Без изменения категории земли запаса могут использоваться для следующих нужд:
- в интересах населения прилегающих территорий, если площадь резервного участка не является закрытой территорией. Пример – по участку течёт река, в ней водится сом и право гражданина его ловить, потому как нет запрета на ловлю такой рыбы. Значит, рыбалка в реке на этой территории разрешена;
- можно также и охотиться на территории резервного фонда и прогонять через эту площадь стадо домашних животных к местам пастбищ, останавливаться при прогоне запрещено;
- разрешены и работы по валке сухостойных деревьев без рубки живых деревьев при условии, что такая лесозаготовка производится в форме создания запаса дров для собственного пользования, а не в коммерческих целях.
Динамика территории
Существуют факторы, способствующие изменению площадей земель запаса, как в большую, так и меньшую сторону
Запасы непрерывно пополняются или уменьшаются в зависимости от законодательных решений.
Резервные территории увеличиваются благодаря:
- возврату по окончании срока использования;
- добровольным отказам освоения территории; минования надобности использования участков;
- изъятию за нарушение закона;
- выведенным из хозоборота землям и др.
Уменьшение земельного фонда запаса происходит в результате принятых решений о:
- создании целевых фондов;
- предоставлении участков казачьим обществам;
- расселении беженцев и размещении вынужденных переселенцев;
- о жилищном строительстве;
- организации фермерских хозяйств;
- формировании кооперативов и др.
К запасам не относится
Брошенные собственниками участки не причисляют к описанным территориям. Несмотря на беспризорность территорий, права владельцев на них сохраняются до регистрации изменений в документации земельного кадастра.
Только официальный отказ может стать основанием для изменения категории земельного надела.
Консервация этих мест также не является основанием для отнесения их к запасным землям. Землевладельцы временно исключают из хозяйственного пользования почвы в связи с загрязнением токсичными отходами производств, деградацией угодий.
К описанным участкам относят далеко не все заброшенные земельные участки
Отождествление фонда перераспределения с описанными местами тоже ошибочно. В Земельном кодексе указан перечень оснований для создания фонда только из сельскохозяйственных площадей.
Правовое регулирование и правила пользования землями перераспределения связаны с целями защиты и изучения природных богатств.
Замена категорий
Правила замены регулируется ФЗ и осуществляется органами:
- правительства РФ – для участков, являющихся федеральной собственностью;
- исполнительной власти на территории субъектов РФ – для земель сельхоз значения в собственности субъектов хозяйствования или частном владении;
- местного самоуправления – для земель, являющихся муниципальной собственностью (исключая сельхоз угодья) и частными владениями различным целевым назначением.
Замена предназначения земли в обжитых местах и, наоборот, перевод каких—либо участков в фонд земель заселения и последующей застройки регулируется через размещение границ жилых районов в рамках Земельного кодекса и законодательства в сфере градостроительной деятельности.
Замена категории земель может происходить под влиянием определенных экономических или демографических факторов.
Законодательный уровень
Поскольку форма собственности, в которой находятся земли запаса, относится к особой категории земельных участков, существует отдельный законопроект, регулирующий законодательные особенности такого имущества.
Подробный регламент в отношении такой недвижимости можно изучить в 103 статье Земельного кодекса РФ. Также весомую роль играет ФЗ «О переводе земли из одной категории в другую». Плюс ко всему, в некоторых субъектах государства можно столкнуться с законодательством уровня субъекта.
Согласно 103 статье Земельного кодекса, можно выделить участки, которые могут стать землей запаса:
- Неиспользуемые территории, предназначавшиеся для работы в сельскохозяйственной сфере.
- С/Х угодья, которые не нуждаются в вводе в эксплуатацию. В течение этого времени они находятся в реестре такого имущества.
- Территории, находящиеся в распоряжении лесного фонда.
- Участки, на которых расположены природные водоемы.
В целом к землям запаса относятся земли, находящиеся вокруг всех населенных пунктов. Большинство этих участков относится к особой категории формы собственности.
Землями запаса распоряжается уполномоченный государственный орган. Какой именно зависит от степени подчиненности недвижимости какому-либо уровню собственности. Всего предоставляется три возможных вида такого имущества:
- Федеральные территории. Это места, на которых расположены объекты федерального уровня важности. Распоряжаются таким имуществом только высшие государственные органы.
- Региональная собственность.
- Земля муниципального уровня.
Эксплуатация земли запаса допускается только при повышенной необходимости. Однако сначала нужно перевести участок в соответствующую категорию имущества.
Процессуальные особенности замены категории резервных земель
Процедуре замены категории земель запаса должна предшествовать государственная экологическая экспертиза территории
Началом в подготовке пакета документов на замену категории участка земли является составление ходатайства в государственные органы или муниципальное управление.
Заявитель должен предоставить сведения:
- о кадастровом номере земельного участка;
- о категориях земель (настоящей и той, на которую оформляется перевод);
- о причинах изменения категории;
- из ЕГРП о непринадлежности участка кому—либо;
- из Государственного кадастра о включении участка в категорию земель запаса;
- о проведении государственной экологической экспертизы.
Отказ на заявлении о смене категории земли можно получить, если содержание ходатайства или приложенных документов противоречат нормам закона. Заявитель получит акт с отказом, который можно обжаловать в судебном порядке.
В случае положительного решения акт фиксирует решение о присвоении запрашиваемой категории земель.
Документ отражает:
- причины замены категории;
- размеры и рубежи участка;
- кадастровый номер;
- указания на старую и новую категории.
Категория земли в запасе подлежит замене по ходатайству через продолжительные и тщательные процедуры. Помощь специалистов существенно ускоряет процесс и дает возможность из заброшенных земель сделать полезный участок для всех.
Какие категории возможны для земель запаса
Законодательство позволяет перевести земли запаса в следующие целевые категории:
- для застройки и размещения населенных пунктов;
- для строительства промышленных объектов, развития производства;
- с целью сохранения ценных природных территорий, например, природных заповедников;
- с целью ведения сельскохозяйственных работ, включая необходимые коммуникации, насаждения, сооружения для переработки продукции, дороги;
- для сохранения лесных и водных фондов.
В России есть большие запасы земель, которые еще предстоит задействовать в хозяйственной жизни и обустраивать на них жизнь новых поколений.
Более подробно о землях разного назначения и их использовании — на видео:
Понятие земель запаса и их особенности
По сути, к землям запаса относят земельные наделы, которое вовсе никем не используются. Они не могут являться собственностью организаций и физических лиц, а принадлежат государству или муниципалитету.
К отличительным особенностям таких наделов относят то, что:
- они никем не используются;
- наделы фактически зарегистрированы должным образом, имеют необходимые реквизиты;
- границы участков не обязательно должны быть согласованы с соседями;
- на их последующее использование не распространяются нормы градостроительства, так как неизвестно, как в дальнейшем наделы будут применяться;
- впоследствии надел может быть переведён в любую категорию, в соответствии с действующим законодательством.
На практике чаще всего территории, относящиеся к «запасным» находятся за пределами населённых пунктов, например, заброшенные сельскохозяйственные земли, которые не используются по причинам снижения плодородности. Также есть отдельная подкатегория – земли, которые ранее никогда никем не использовались.
Если говорить простым языком, к землям запаса относят те, что фактически не используются. На территории городов такие наделы практически не встречаются, так как свободные территории отсутствуют вовсе.