Земли лесного фонда – общая информация
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
К землям лесного фонда
относятся:
• лесные земли,
включающие земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, погибшие древостои, участки, занятые питомниками, прогалины, пустыри и др.);
• нелесные земли,
предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие земли).
С 1 января 2007 г. вступил в силу Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. Новый Кодекс установил принципиально иной подход к регулированию лесных отношений.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ.
На землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, проводится лесоустройство.
Земли лесного фонда согласно ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» находятся в федеральной собственности.
Распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством (ст. 10 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
Лесной кодекс устанавливает минимальные размеры арендной платы в зависимости от вида использования лесных участков (с изъятием лесных ресурсов или без их изъятия), на основе которых определяется размер арендной платы (ст. 73).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого в соответствии с гл. 8 данного Кодекса.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ. Лесной кодекс РФ определяет три случая, когда лесной участок может предоставляться для использования не на праве аренды, а на иных правах: на праве постоянного (бессрочного) пользования (например, казенным предприятиям), безвозмездного срочного пользования (например, при строительстве гидротехнического сооружения на основе государственного или муниципального контракта полностью за счет бюджетных средств).
Раздел VII. ЗЕМЛИ ЛЕСНОГО ФОНДА, ЗЕМЛИ ВОДНОГО
ФОНДА И ЗЕМЛИ ЗАПАСА
Полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда.
Предыдущая49Следующая
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом РФ и лесным законодательством.
Правовой режим земель лесного фонда обусловлен правовым режимом расположенных на них лесов. В соответствии с Земельным кодексом РФ к отношениям по охране лесов применяется лесное законодательство. Лесной кодекс РФ устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как экологической системе или природном ресурсе.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесное законодательство регулирует лесные отношения, т. е. распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд, и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. Лесное и земельное законодательство регулирует отношения в сфере использования и охраны земель лесного фонда. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с положениями лесного законодательства о лесоустройстве.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.
К земельным отношениям лесное законодательство применяется, когда эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Предыдущая49Следующая
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2032; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Похожие статьи:
Статья 101 Земельного кодекса. Земли лесного фонда
(Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2287).
Статья 94. Земли лесного фонда
Землями лесного фонда считаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Неиспользуемые для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности сельскохозяйственные и другие угодья могут предоставляться лесохозяйственным и промышленным предприятиям во временное пользование для сельскохозяйственных целей в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
В местах проживания малочисленных народов и этнических групп соответствующие Советы народных депутатов предоставляют в пользование и передают в аренду колхозам, совхозам, госпромхозам, а также в собственность, владение или аренду гражданам земли лесного фонда для северного оленеводства и охотничьего промысла.
Статья 95. Земли водного фонда
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов, магистральных межхозяйственных каналов и коллекторов.
Земли водного фонда используются для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных и общественных потребностей.
Порядок использования земель водного фонда определяется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Статья 96. Земли запаса
Землями запаса являются все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 — 44 настоящего Кодекса.
Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
Особенности правового режима земель лесного фонда
Статья 101. Земли лесного фонда 1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). 2. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. 3. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 настоящего Кодекса. 4. Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами. 5. Нелесные земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного хозяйства, на основании решения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, могут передаваться в аренду на срок до пяти лет для осуществления сельскохозяйственного производства. Условия использования таких земель и ограничения их использования устанавливаются договорами аренды земельных участков. 6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд, который находится в федеральной собственности.
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет территориальный орган Федерального органа управления лесным хозяйством . Сфера деятельности Комитета определена Федеральным законодательством, внутриведомственными нормативными и иными документами Федеральной службы лесного хозяйства России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Государственный контроль за использованием, состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов возложены также и на государственные органы охраны окружающей природной среды. Но, к сожалению, на настоящий момент эти комитеты не имеет возможности по ряду объективных причин выполнять возложенные на нее Российским законодательством функции государственного контроля в данной области.
Функции владельцев лесного фонда по управлению лесным хозяйством определены лесным кодексом России. Одна из этих функций — проведение рубок промежуточного пользования (при определенных условиях).
Таким образом, лесхозы совмещают функции
владельца лесного фонда (1); управления лесным хозяйством (2); лесопользования, воспроизводство лесов, уход за ними (3); государственного контроля (4) за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
И в этом совмещении несовместимых функций — главный недостаток сложившейся в России системы ведения лесного хозяйства. Россия — сама себя контролирует — выполнение обязанностей лесовладельца, управленческую деятельность, хозяйственную, лесопользование и т. д., что не может не приводить и приводит к негативным последствиям для состояния лесных экосистем, для экономики страны. Особенно в современных условиях крайней недостаточности бюджетного финансирования лесного хозяйства.
Понятие и состав земель водного фонда Виды водных объектов. Право собственности на водные объекты.
Статья 102. Земли водного фонда 1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. 2. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. 3. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. 4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Правовой режим земель водного фонда:
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода) водоемов. Правовой режим этих земель определяется законодательством РФ и республик, входящих в ее состав, в частности Водным кодексом РФ, постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полос) рек, озер и водохранилищ в РСФСР. Все водные объекты в РФ входят в состав единого государственного водного фонда, они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Особенности правового режима земель водного фонда
Статья 102. Земли водного фонда 1. К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. 2. Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований. 3. Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель. 4. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.
Правовой режим земель водного фонда:
К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода) водоемов. Правовой режим этих земель определяется законодательством РФ и республик, входящих в ее состав, в частности Водным кодексом РФ, постановление Совета Министров РСФСР «Об утверждении положения о водоохранных зонах (полос) рек, озер и водохранилищ в РСФСР. Все водные объекты в РФ входят в состав единого государственного водного фонда, они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности
⇐ Предыдущая12
Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Лесной фонд занимает более трети территории Российской Федерации. Правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется ЛК РФ, принятым Государственной Думой 22 января 1997 г. Он осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, древесно-кустарниковую растительность и земли лесного фонда.
Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии с федеральным законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов Федерации.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст.
Земли лесного фонда
19 ЛК РФ).
Рассмотрим состав объектов лесных отношений.
Лесной фонд. Все леса, за исключением лесов, распо- ложенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда образуют лесной фонд: Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (п. 1, 2 ст. 101 ЗК РФ).
Земли лесного фонда. В этот фонд входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям отнесены земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
Участки лесного фонда. Это — участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохо- зяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
Леса, не входящие в лесной фонд. Это леса, расположенные на землях обороны и городские леса.
Древесно-кустарниковой растительностью, не входящей в лесной фонд, признается древесно-кустарниковая растительность, находящаяся на:
- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
- землях транспорта (на полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
- землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.
Правовой режим земель лесного фонда
Следует иметь в виду, что включение земельных участков в состав лес. фонда, а также их изъятие из него реализуются в порядке, который установлен земельным и лесным законодательством РФ.
К лесным целесообразно отнести земли, которые покрыты или не покрыты растительностью лесного типа. Второй случай предполагает предназначение, заключающееся в восстановлении. Это вырубки, погибший древостой, гари, редины, прогалины, пустыри, площади, которые заняты несомкнувшимися лесными культурами, питомниками и так далее.
В соответствии со ст. 9 ЛК РФ к территория лесного фонда целесообразно отнести участки леса, а также участки территорий, которые не покрыты лесной растительностью. Сюда включаются и нелесные земельные участки. Важно иметь в виду, что границы массива лесного фонда должны обозначаться в натуре посредством специальных лесохозяйственных знаков. Они должны быть указаны в материалах планово-картографического типа (так называемых лесных картах).
Рассмотрим диаграмму земель лесного фонда РФ:
Из нее видно, что на территории страны данные земли являются преобладающей категорией. Именно поэтому принципиально важно уделять их сохранности и развитию как можно больше внимания.
Необходимо учитывать, что к территориям лесного фонда, а также правам использования применимы положения действующего в России гражданского законодательства касательно объектов гражданских прав. Помимо этого, следует обратить внимание на положения законодательства страны об участках земли, если другое не определено настоящим кодексом. Данные правила используются и в отношении участков лесов, которые не входят в лесной фонд.
К лесным территориям, не включающимся в лесной фонд, применимы требования актуальной статьи, если другое не предусматривается законами федерального уровня. Не входят в фонд те земли, где хотя и есть лесная растительность, но они наделены иным целевым назначением. Стоит отметить, что статья 11 ЛК РФ полностью исключает из фонда растительность древесно-кустарникового типа, которая расположена на землях сельскохозяйственного значения, в том числе тех, которые предоставлены для личного подсобного хозяйства и садоводства. А также на:
- Землях транспорта (в частности, на полосах отводов автомобильных дорог и железнодорожных магистралей).
- Поселений, насел. пунктов, в том числе те, которые предоставлены для жилищного, дачного и другого строительства (исключение составляют городские леса).
- Участках водного фонда РФ (это полосы отвода каналов).
- Земельных территориях других категорий.
Особенности управления землями лесного фонда
Государственное управление лесным фондом базируется на принципах:
- устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды);
- рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
- несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).
Государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют названные функции в области лесного фонда непосредственно или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части названных полномочий. Положение о федеральном органе управления лесным хозяйством утверждается Правительством РФ. Этот орган осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Функции государственного управления лесным фондом в настоящее время возложены на Министерство природных ресурсов РФ. Оно действует на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 72. Данное Министерство организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное лесопользование; обеспечивает осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом; ведет государственный учет лесного фонда; в установленном порядке производит распределение лесов по группам и категориям защитноЪти лесов первой группы; производит перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию. Оно рассматривает в установленном порядке ходатайства о переводе лесных земель в нелесные для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.
Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных и, муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных ЗК РФ (ст. 49). Перевод земель лесного фонда в земли других категорий осуществляется Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, предусмотренными ЗК РФ (ст. 8).
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они предоставляются для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию.
ЛK РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).
За пользование лесным фондом взимаются платежи в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.
Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Названное право лесопользования возникает на основании договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
В случае смерти гражданина принадлежащее ему право лесопользования переходит к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При реорганизации юридического лица принадлежащее ему право лесопользования переходит к юридическому лицу — правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход права лесопользования запрещается (ст. 24 ЛК РФ).
§2. Управление землями лесного фонда
При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.
По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами — 9%, другими водными объектами — 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами — 16%.
В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.
Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, п.2 ст.101 ЗК требует отграничить их от земель иных категорий. В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:
— землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
— землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);
— землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
— землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
— землях иных категорий.
Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.
В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.
Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.
ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Земли лесного фонда —
одна из значительных площади категорий земель. Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве. Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.
Объединение понятий леса и земель, на которых размещены леса, произведено в Лесном кодексе Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ в состав лесного фонда включены все леса, за исключением тех, которые расположены на землях населенных пунктов и обороны, а также земли, не покрытые лес растительностью, но относящиеся к лесному фонду.
Основную часть лесного фонда образуют леса. К лесному фонду и к землям лесного фонда не относятся: деревья и группы деревьев, а также иная древесно-кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, каналов; деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах,произрастающие на землях, не занятых городскими лесами; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Все леса образуют единый государственный лес фонд. Этот фонд состоит из:
1) лесов государственного назначения, т.е. лес находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных и лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, т.е. лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в пользование.
Леса составляют собственность государства и предоставляются только в пользование; Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В соответствии с хозяйственным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесов на группы.
К первой группе
относятся леса, выполняющие водо-охранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, связанные с сохранением природного баланса, поддержанием экологического благополучия, леса заповедников, национальных я природных парков, заповедные лесные участки, леса, имеющие научное или историческое значение, природные памятники, лесопарки, лесоплодовые насаждения.
Ко. второй группе
относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами, для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощенности пользованияими требуется более строгий режим лесопользования; все колхозные леса, не вошедшие в состав первой группы.
К третьей группе
относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба для защитных свойств этих лесов. Леса этой группы делятся на освоенные и резервные.
Правовой режим земель лесного фонда РБ
Содержание
Введение
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
2. Общая характеристика управления в области охраны и использования земель
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Земля обладает ценностью, которая отличает ее от любого другого материального объекта, она является местом обитания всех предшествовавших и будущих человеческих поколений, она ограничена в пространстве и является базисом для размещения производительных сил.
В силу своих природных свойств земля выступает всеобщей основой для размещения объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности общества (городов, промышленных, историко-культурных объектов и т.д.). Благодаря плодородному почвенному покрову, земля является основным средством производства в сельском и лесном хозяйствах. Эти свойства земли получили свое отражение в правовых нормах определенных категорий земель в соответствии с их целевым назначением.
Ценность земли как ресурса заключается в том, что земля может выступать как средство производства (посевные площади, сады и пр.), как объект отраслевого законодательства, как объект сделок с недвижимостью, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, как определенная территория и в других качествах.
Рациональное использование земель относят к числу важнейших принципов земельного права. Как принцип права рациональное использование земель выражается в требовании их эффективной эксплуатации землевладельцами, землепользователями, собственниками земли. Содержание данного принципа определяется как общими требованиями, предъявляемыми к использованию и охране земель вообще, так и спецификой правового режима той или иной категории земель. При использовании сельскохозяйственных земель данный принцип требует повышения их плодородия, увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, организацию эффективной хозяйственной эксплуатации данных земель и одновременно предполагает надлежащую охрану земель сельскохозяйственного назначения. Использование земель несельскохозяйственного назначения с учетом принципа рациональности предполагает обеспечение их строго целевого использования с максимальным эффектом для землевладельцев, землепользователей, собственников и при учете требований охраны как земельных ресурсов, так и окружающей среды в целом.
Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы, целью которой является исследование особенностей распределения земельного фонда Республики Беларусь по видам и категориям, определение функций и значения государственного управления земельным фондом.
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями сельскохозяйственного значения, возникающие в современных условиях экономической деятельности.
Предмет исследования — нормативно-правовая база, регулирующая правовой режим земель Республики Беларусь, определяющая полномочия органов государственной власти в области охраны и использования земельных ресурсов.
Анализ проблем, связанных с эффективным использованием земельных ресурсов в Республике Беларусь аграрной реформы, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить состав земель Республики Беларусь;
2) провести анализ правовых норм по определению категорий земель;
3) исследовать процесс распределения земель Республики Беларусь по категориям и видам на современном этапе развития;
4) дать общую характеристику управления в области охраны и использования земель;
5) определить функции государственного управления землями и дать им характеристику;
В работе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов проведения земельной реформы в Республике Беларусь, статистические данные динамики земельного фонда за период 2006-2008 годов. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области земельного права: Балашенко С.А., Бакиновской О.А., Демичева Д.М., Микулича А.В., Лещиловского П.В. и других. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и практике деятельности органов местного управления и самоуправления.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается вопрос эффективности использования земельного фонда в Республике Беларусь на современном этапе, определение эффективности государственного управления земельным фондом, на основании изучения практики деятельности в этом направлении органов местного управления и самоуправления.
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
Одной из основ устойчивого развития общества является организация рационального использования и охраны земельных ресурсов, обусловленная формированием оптимальной структуры земельного фонда, экологически обоснованным и сбалансированным использованием земель, сведением к минимуму негативного воздействия на земли хозяйственного производства. Основные направления деятельности в области охраны и рационального использования земель и почв определены Национальным планом действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 гг.
В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
— земли сельскохозяйственного назначения;
— земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
— земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
— земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
— земли лесного фонда;
— земли водного фонда;
— земли запаса [5, ст. 6].
При этом, земли, земельные участки распределяются по указанным категориям в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны [15, с.76].
Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель, земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности и аренды на земельные участки, подаче землепользователями заявлений о переводе земель, земельных участков из одной категории в другую.
К землям сельскохозяйственного назначения относятся земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.
Здесь можно отметить следующие факторы, в силу которых землям сельскохозяйственного назначения придается такой большой аспект: ограниченность (неизменность количества); неперемещаемость; невоссоздаваемость; неуничтожаемость; практически неисчерпаемость производительной силы [16, с.44].
Издревле земли сельского хозяйства давали человечеству все самое необходимое. И не случайно они ставятся законодателем на первое место среди выделяемых в законодательстве семи категорий земель земельного фонда страны.
Основное их назначение — производство сельскохозяйственной продукции. Иначе говоря, здесь земля выступает не только в качестве базиса для производственной деятельности, но и, прежде всего в качестве главного средства производства. Поэтому при характеристике этих земель выделяется такое важнейшее их свойство, как плодородие. При отсутствии плодородия невозможно производство сельскохозяйственной продукции [15, с.76].
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции [17, с. 112].
В связи особенностям правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их ценностью для народа законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования.
Земли, пригодные для нужд сельского хозяйства предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель, и их изъятие из сельскохозяйственного оборота.
При предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения законодатель не предусматривает первостепенность предоставления земельного участка в зависимости от того, для каких сельскохозяйственных форм ведения хозяйства собирается использовать эту землю претендент [16, с.46].
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:
— гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
-хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными предприятиями, иными коммерческими организациями;
— некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
-опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений.
Изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других, особо охраняемых территорий, не допускается.
В случае установления неправомерного изъятия сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственного производства, возмещаются не только убытки, причиненные таким изъятием, но и потери сельскохозяйственного производства.
В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется в целях планирования землепользования преимущественно из сельскохозяйственных земель, которые в случае изменения их целевого назначения, характера использования или иного изменения могут использоваться более эффективно, и в порядке землеустройства в каждом районе районными исполнительными комитетами по предложению территориальных органов Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь [5, ст. 9].
Исходя из местных условий фонд перераспределения земель формируется преимущественно для целей:
— создания и развития сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств;
— развития населенных пунктов;
— создания и развития личных подсобных хозяйств граждан, строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства;
17.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Резервными признаются леса, которые не вовлечены в эксплуатацию вследствиеих удаленности от транспортных путей и по другим причинами.
При отнесении лесов к соответствующим группам одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы. Земли лесного фонда одновременно являются самостоятельным объектом правового регулирования. Кодексе о земле устанавливает общий порядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, основания прекращения права землепользования этими землями. Одновременно использование лесных земель регулирует и лесное законодательство.
В Республике Беларусь земли лесного фонда составляют однуиз самых больших категорий земель.
Земли лесного фонда выполняют важные функции: служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс, служат резервом для расширения хозяйственной деятельности непосредственно не связанной с использованием лесов (сельского хозяйства, строительной, транспортной отраслей).
Внутренняя структура земель лесного фонда закреплена в законодательстве. Эти земли подразделяются на земли, покрытые лесом, и земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Термин «лесная площадь» шире понятия земель, покрытых лесом.
В состав нелесных площадей входят:
1) угодья — пашни, сенокосы, пастбища, другие сельскохозяйственные угодья;
2) земли под озерами, реками, водоемами;
3) лесные дороги, просеки, торфоразработки,земельные участки, занятые питомниками, карьер противопожарными разрывами;
4) другие земельные участки, не пригодные для выращивания лесов, — болота, пески, овраги, крутые склоны и т.п. участки.
Биологическое единство леса и земель лесного фонда оказывает влияние на взаимодействие правовых режимов лесов и земель. В тесной взаимосвязи находятся государственное управление лесным фондом и землями лесного фонда.
Дата добавления: 2016-11-24; | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
Поиск на сайте: