Понятие и общая характеристика прав собственности на землю


Главная / Недвижимость / Земельный участок / Право собственности

Назад

Опубликовано: 24.07.2017

Время на чтение: 5 мин

0

169

Вся имеющаяся в стране земля делится по виду права на частную и государственную. При приобретении участка, в зависимости от формы собственности, договор купли-продажи может быть заключен с частным лицом (частная собственность) либо с государственным органом (государственная собственность).

Порядок приобретения государственной земли разных форм собственности соответствует положениям Земельного кодекса РФ и является по общему правилу единообразным, за исключением возможных нюансов, предусмотренных решениями государственных органов субъектов.

  • Приобретение участка у частного лица Подготовка документов
  • Составление договора
  • Расписка в получении средств по договору
  • Регистрация договора
  • Покупка земли у государственного органа или муниципалитета
      Предоставление участка на аукционе Образование земельного участка
  • Проведение аукциона
  • Оплата и регистрация сделки
  • Приобретение участка земли без проведения торгов
  • Что это

    Понятие означает отношение между распределением и присвоением. Характеризует наличие права у субъекта (юридического, физического лица или группы лиц) распоряжаться своим имущественным правом, имея определённые цели.

    Сегодня, чтобы определить какие 4 основные формы, виды и подвиды собственности закреплены в государстве, можно изучить положения в гражданском праве, данные в Российском законодательстве относительно схемы и специальных указанных кодов, а также изучить положения, предусмотренные в Конституции Российской Федерации.

    Порядок изъятия земельного участка

    Порядок и законодательная процедура изъятия земель у граждан закреплены земельным законодательством и подразумевают соблюдение нескольких ключевых стадий (осуществляется в соответствии с статьями 279-281 ГК РФ):

    • После того как будет принято решение об изъятии земель, находящихся у граждан в собственности, для государственных или муниципальных нужд, госорганы должны направить письменное уведомление владельцу в срок не позднее 1 года до того, как пройдет выкуп.
    • Правила и порядок изъятия собственности на землю предусматривают отдельные гарантии для граждан, подразумевающие, что в указанный срок после того, как будет получено постановление, участок не может быть изъят без воли субъекта правоотношений, какими бы не были причины возникновения государственных нужд.
    • Далее происходит процедура ценовых торгов: госорганы и собственник участка устанавливают выкуп за интересуемую землю.

    Разновидности

    Общество не может существовать без каких-либо разновидностей, личных или общественных материальных ценностей. Вопрос о том, как они распределяются, для многих актуален.

    Определяется правовладение материальными ценностями при соблюдении требований законодательства. Закон признает наличие равных условий управления по различным критериям выбора. Следовательно, требуется знать, какие бывают виды и организационные формы собственности, какие существуют имущественные взаимоотношения организаций, какие правила есть в РФ, насколько они признаются правильными в современной России и какие особенности существую в положениях Российской Федерации.

    Обладать правовладением в Российской Федерации и быть защищённым законом в своих правах на материальные ценности гражданин России может на основании существующих юридических норм. Нормам подчинена форма собственности частного лица или организации юридического лица, будь это ООО, представительство акционерного общества с ограниченной ответственностью, АО, государственная федеральная компания или иной владелец объекта или объектов, какие бывают по определению.

    В связи с этим в Гражданском кодексе Российской Федерации классифицировано 4 вида имущества и обозначены основные распорядители.

    Государственная

    Правовладельцем является РФ. Все результаты труда, полученные в ходе эксплуатации, принадлежат исключительно государству.

    Важная роль в экономике страны обозначает:

    • Необходимость подобной разновидности обусловлена в тех отраслях, где не может существовать частный бизнес. Это, например, сфера энергоснабжения или ж/д транспорт.
    • Государственный тип характерен для производства общественных благ. Это наиболее важные сферы, включающие обороноспособность государства.
    • Включаются также предприятия, подвергшиеся национализации в период перестройки экономики.

    Отличительная черта — форма в проигрыше частному правовладению в отношении показателей экономической эффективности. В случае государственного правовладения заинтересованность в контроле более низкая.

    Муниципальная

    На основании статьи 8 Конституции РФ муниципальный тип владения характеризуется как самостоятельная категория и не считается государственным. Данный способ управления отличает конкретный порядок владения. Право распоряжаться имуществом дано органам самоуправления, поскольку данное право — результат воли и интересов местного населения.

    Муниципальным считается правовладение городским имуществом, сельским и владение прочими муниципальными образованиями. Муниципальные ценности берутся в управление на основании порядка, установленного в части 2 статьи 125 ГК РФ. По регламенту право распоряжаться сооружениями предоставляется местным должностным лицам. В отдельных случаях такое право получает население.

    Имущество местного характера – целевое. На этом строятся его характерные стороны, эксплуатационные способы, особенности.

    Муниципальный тип владения требуется для решения следующих задач:

    • Чтобы оперативно решить вопросы регионального уровня.
    • Чтобы решить задачи, поставленные государством, правительством перед местной властью.
    • Чтобы местные органы управления могли полноценно функционировать.

    Частная

    К единичной индивидуальной частной разновидности владения, учитывая 3 разновидности собственности, дополнительно относятся партнёрская и корпоративная разновидности, которые вместе уступают государственной форме собственности, когда это относится к определению входящих видов.

    Тип управления выделяет два основных вида: индивидуальный и общественный. Каждому виду соответствуют законно обоснованные подкатегории, обладающие юридическими особенностями. Их подробное описание содержит Гражданский кодекс РФ.

    В свою очередь индивидуальная разновидность подразделяется на следующие виды:

    • Вид единства, когда все блага принадлежат единственному гражданину, у которого есть право привлекать работников по найму.
    • Вид партнерства, характерный для объединения физических лиц, с целью ведения предпринимательской деятельности, поддержания производственных отношений, что соответствует виду и форме собственности в России.
    • Тип кооператива. Лица, продающие свободные акции и создающие капитал.

    Основной общественный вид характеризуется несколькими подвидами:

    • Коллективным. Когда права управления равноценно разделены между работниками.
    • Государственным. Когда имуществом владеет город или поселок.
    • Общенародным. Если ценности принадлежат государственным резидентам. Например, музеи или памятные места.
    • Комбинированным. Образование, созданное путём объединения разных видов имущества.

    Важно также знать о совместном и долевом виде управления, доступных каждому человеку. В Российской Федерации признаются различные типы управления, следующие по формам собственности, в том числе имущество предприятия в России может принадлежать частным лицам, проживающим в РФ, когда оно может быть распределено между ними в равных долях при равноправных условиях.

    Общественная

    Владельцем и распорядителем является общество, обозначенное, как коллективный субъект.

    Муниципальная разновидность владения, общественная и корпоративная представляют организационно-правовую форму по каждому виду собственности и когда отдельно это касается общественной собственности. Данная разновидности представляет три типа имущественного владения:

    • Государственную. Здесь обозначена внутренняя деятельность страны. Проведение национализации, строительство зданий и сооружений на средства федерального бюджета.
    • Коллективную. Принадлежность общественных организаций, церквей, партий.
    • Муниципальную. Имуществом распоряжаются местные органы власти.

    При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

    Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

    Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

    В заявлении должны быть указаны сведения:

    • О целях передачи земель;
    • О кадастровом номере участка;
    • О муниципальном образовании.

    В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

    Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

    • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
    • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
    • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

    Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

    Что необходимо знать, если в сделке с недвижимостью участвует несовершеннолетний? Читайте об этом в нашей статье.

    При помощи пожизненной ренты можно относительно дешево приобрести недвижимость. Подробности вы можете узнать в нашем материале.

    Основные отличия

    Наименование правовой формы собственности (государственного, частного или юридического лица) содержит в себе ответы на вопросы, включая какие бывают типы по общероссийскому классификатору ОКОПФ, в чём разница с ОКФС.

    Во всех обозначенных положениях усматриваются различия между собственниками. Данные различия зашифрованы в кодах. Каждый код по общероссийскому классификатору имеет свой номер и в совокупности все коды представляют перечень форм собственности, зафиксированные в ГК РФ, что является доступом к данным по той или иной организации, например ООО с возможностью определения в ОКФС по ИНН онлайн.

    Частное, общественное, государственное владение ценными и материальными активами разделяют на противоположные понятия. С особенностями государственной, муниципальной формы (МАУ) или частной собственности в РФ можно ознакомиться по законодательству РФ.

    Соответственно между вышеуказанными понятиями правовладения есть масса отличий. В список основных отличий вносят:

    • Свободу на право владения.
    • Разделение материальной ответственности.
    • Разницу в контроле поведения.
    • Соизмеримость интересов.
    • Целевые направления.

    Регистрация права собственности

    С 1998 года единственное место, которое может подтвердить право собственности на имущество, — это Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Чтобы получить выписку, требуется заказать ее в Росреестре.

    Если право управления до сих не зарегистрировано, то необходимо с заявлением обратиться в ближайший многофункциональный центр (МФЦ), приложив пакет документов.

    Перечень необходимой документации:

    • заявление;
    • паспорт;
    • справка о приобретении недвижимости;
    • документ о зарегистрированных лицах;
    • кадастровый паспорт;
    • чек, подтверждающий оплату госпошлины.

    В зависимости от конкретных обстоятельств сотрудники МФЦ имеют право запросить дополнительные документы.

    Смешанная форма

    Смешанной или, иначе говоря, совместной форме собственности соответствуют комбинированные права, это во многом определяет её формы владения.

    Чтобы поддержать определенную деятельность предприятия разного характера, государство выделяет им ресурсы. В таких условиях сотрудничества государство и предприятие получают свою долю прибыли.

    Можно вспомнить и о жилищном вопросе. Формы собственности жилищного фонда обозначает гражданское право и если ориентироваться по данному праву, законодательством РФ признаются следующие разновидности фондов: частный, государственный, муниципальный.

    В Российской Федерации проводится реализация следующих видов правовладения землей: государственного федерального, государственного регионального, муниципального, частного.

    Особенности передачи

    Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

    Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

    • Земель органов власти и государственных учреждений;
    • Земель федеральных казённых предприятий;
    • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
    • Особо охраняемых земель и земель лесов;
    • Земель особых экономических зон;
    • Земель, занятых стратегически важными объектами;
    • Переданным субъектам РФ земель;
    • Зарезервированных государством земель.

    Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

    • Из бюджета муниципалитета;
    • Из регионального бюджета.

    Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

    Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

    Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

    Принудительное изъятие земельного участка

    Земельное право и законодательство предусматривают случаи, когда происходит принудительное изъятие земельного участка у граждан для муниципальных или государственных нужд. Регламентирует данный процесс ГК РФ, а именно ст. 235 ГК РФ, где дан исчерпывающий перечень возникновения оснований для подобных законных действий.

    • земельные участки, подлежащие изъятию, — это в первую очередь территории сельскохозяйственных угодий, которые использовались не по целевому назначению;
    • земельные участки, подлежащие изъятию, — это также территории, которые отчуждаются из-за нарушения собственником оснований договора, например, при невыплате кредита;
    • земельные участки, подлежащие изъятию, — это территории, которые необходимы для обеспечения нужд гражданской обороны.

    При этом законодательство предусматривает основные виды принудительного изъятия земли:

    • Обязательным основанием для отчуждения земель при нарушении собственником условий договора (в первую очередь, кредитного) является решение судебного органа, которое должно вступить в силу. Если гражданин не исполняет решение суда, то возбуждается исполнительное производство. Иными словами, перевод из частной собственности происходит путем взыскания судебными приставами на основаниях исполнительного листа.
    • Реквизиция процедура принудительного изъятия земельной собственности, которая осуществляется во время чрезвычайных ситуаций. В данном случае принудительное отчуждение земли носит временный характер и направлено на защиту гражданских интересов, жизни и здоровья людей в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф.
    • Конфискация – это процесс, когда земельные участки, подлежащие изъятию, отчуждаются в пользу государства по причине административных нарушений или уголовно наказуемых деяний. Изъятие осуществляется на основе вынесенного судом решения.

    Юридическая практика неоднократно фиксировала случаи, когда граждане блокировали принудительное изъятие земельных участков. Основная причина подобных прецедентов — вынесение решения об отчуждении земли муниципалитетами с нарушением правила о том, что муниципальные образования должны обращаться в подобных случаях к вышестоящим органам исполнительной власти.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: