Понятие и функции государственного кадастра недвижимости

Главная » Земля » Регистрация

  • 1 Функции кадастра
  • 2 Ранее учтенный участок
  • 3 Документация
  • 4 Постановка на ГКУ с межеванием
  • 5 Отсутствует обозначение границ
  • 6 Дачная амнистия
  • 7 Этапы
  • 8 Сроки и стоимость
  • 9 Справка
  • 10 Приостановление и отказ

Если вы владеете участком земли, вы не можете распоряжаться им до тех пор, пока не поставите его на кадастровый учет. Чтобы избежать территориальных распрей со стороны соседей и получить законное право распоряжаться объектом по своему усмотрению, вы должны знать правила постановки на кадастровый учет земельного участка.

Функции кадастра

Без постановки земельной собственности на кадастровый учет вы не сможете получить свидетельство о гос.регистрации права собственности, а без него владелец не может осуществлять последующие правовые сделки, к ним относятся: продажа, аренда и дарение. Также она необходима для осуществления застройки участка и коммуникаций на нем.
ГКУ подтверждает юридически существование участка на территории РФ и заносит определенные его характеристики в гос. реестр. С помощью кадастра осуществляется учёт земли для фиксирования прав на неё, установления границ на местности, налогообложения.

Цели и задачи

Основной задачей ГКН является предоставление чётких данных и полной характеристики обо всех объектах недвижимости для гражданского населения, а также присвоение кадастровых номеров всем земельным участкам для дальнейших манипуляций, касающихся недвижимости.

Следует знать: для определения местонахождения любого объекта, кадастровый инженер должен произвести полный анализ здания, сооружения или земельного участка и впоследствии внести координаты поворотных точек соответствующего объекта в базу данных ГКН.

Особенностью госкадастра недвижимости является программа единого ведения базы данных по всей территории Российской Федерации, прогресс которой заключается в непрерывной синхронизации и обновлении всех сведений отдельно каждого участка или объекта недвижимости, а также оперативная общедоступность и актуальность данных для всех нуждающихся граждан страны.

Система ведения государственного кадастра требуется для выполнения таких пунктов, как:

  • признание нормативным нахождение (ненахождение) предметов недвижимости на территории государства;
  • осуществление регистрации и надзора за пользованием имуществом и землёй, их защита;
  • схема и координация использования земель;
  • анализ, оценка недвижимости и установление соответствующих тарифов за её эксплуатацию;
  • применение норм государственной регистрации на недвижимое имущество, а именно Росреестр;
  • защита физ. и юр. лиц на нормативность предметов недвижимого имущества;
  • наличие общедоступных сведений о совокупности действий касательно недвижимости;
  • ведение налогообложения учтённых земель и объектов.

Главная задача гос. кадастра недвижимости — предоставление заинтересованным лицам необходимых материалов об объектах учёта.

Из всего вышеописанного показывается общее назначение этого вида деятельности — правильная эксплуатация всех земель и ресурсов страны. Если в точности владеть всей информацией о статусе земельных участков и объектах недвижимости, можно рационально распоряжаться, а также принимать правильные решения, касающиеся их назначения.

Ранее учтенный участок

Ранее учтенный участок – надел, права на который зарегистрировали до 1 марта 2008г., но не произвели ГКУ или участок, который уже находился на ГКУ и имеет кадастровый паспорт, но у него сменился владелец. Границы таких территорий не имеют четких параметров, он также может быть разделен на несколько частей.

ВНИМАНИЕ! Чтобы осуществить сделку по продаже\ аренде\ дарению такой территории или ее части нужно поставить ее на ГКУ.

Особенности ранее учтенных объектов землеустройства:

  • Если надел ранее учтен, при постановке его на ГКУ нет необходимости проводить работы по уточнению границ. Достаточно приложить старый кадастровый план, а кадастровые работы провести потом.
  • Если собственник решит убрать ранее не учтенный объект землеустройства с учёта, ему придется обратиться в суд.
  • В Госкадастре не нашли информации о месторасположении надела.
  • Отсутствуют сведения о характерных точках, способных обозначить его границы.
  • Пределы, учтенного позднее надела, пересекаются с границами земли, которую собственник хочет в данный момент поставить на учет.

Чтобы зарегистрировать недвижимость в палате ГКУ как ранее учтенный участок, владельцу нужно обратиться туда с заявлением, о требовании внести новые данные о земле и предъявить на неё документы. Далее производят уточнение границ, и через 18 суток вы получите новое свидетельство. Поставить землю на ГКУ может:

  1. Непосредственный собственник имущества;
  2. Арендатор, снимающий участок более 5 лет назад;
  3. Пользователи территории (бессрочное пользование наделом и т. п.);
  4. Граждане, заинтересованные в постановке земли на ГКУ (ими могут быть государственные компании, органы власти и т. д.).

Переход от земельного кадастра к кадастру недвижимости

В России кадастровый надзор вёлся ещё с 1765 года. При создании специальной комиссии начал вестись учёт земель и межевания. Эти сведения заносились в особую книгу, в которой описывались размеры земельных угодий.

В 1861 году, в связи с отменой крепостного права, платёж за землю подвергся некоторым изменениям. Так, после осуществления определённых реформ, появилась потребность в изучении принципа управления, анализа и выявления выгоды от земель. Проще говоря, был порядок действий, который в итоге привёл к более точной статистике. Так образовался земский кадастр, который действовал без изменений вплоть до 1917 года.

Во времена СССР как такового кадастрового учёта не было, так как земля была собственностью одной большой страны. По прошествии небольшой правовой реформы в 1965 году учёт начал реализовываться по плановым и картографическим материалам, где изображались границы территорий землеустройства.

В нынешней России серьёзные перемены произошли уже 1991 году, когда Государственной думой были приняты новые реформы и кодексы. Главным изменением стала возможность присваивать личные владения на законодательном уровне, а также предпринимать любые действия касательно недвижимости (продажа, аренда и т. д.). В 2007 году был принят Закон ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» при внесении ряда поправок и изменений в 2020 году этот закон был введён в состав Закона ФЗ-218 и принят к исполнению. В результате чего была улучшена структура ведения государственного учёта в стране.

До 2008 года в стране происходило немало изменений, целью которых было систематизировать недвижимость, что в результате привело к лицензированию кадастровой деятельности и переходу от земельного кадастра к кадастру недвижимости.

Документация

Необходимые документы: Один из следующих договоров: купля-продажа; аренда; дарение и прочие, способные обосновать возникновение прав на землю;

  • Паспорт;
  • Межевой план (необязательно);
  • Заявление для постановки на ГКУ;
  • Квитанция об уплате госпошлины;
  • Свидетельство о правах собственности;
  • Разрешение от арендаторов и министерства имущественных отношений, если участок в аренде;
  • Для представителя заверенная нотариусом доверенность;
  • Разрешение от органов исполнительной власти (если земля принадлежит государству).

Порядок постановки на учёт

При покупке дома, квартиры или земли требуется пройти соответствующую процедуру для регистрации и постановки нового участка на учёт. Также это мероприятие потребуется, если зарегистрированный объект уже возведён или были произведены изменения на нём (увеличение границ, перепланировка и т. д.).

Владелец не может зарегистрировать своё имущество, если у него не будет уже внесённых сведений в базу Росреестра (ЕГРН) сведений.

В 2020 году произошло объединение ГКН и ЕГРН, в связи с чем процедура существенно ускорилась, тем самым облегчила процесс и сберегла время граждан. Таким образом, хозяин имущества получает выписку с общими сведениями ЕГРН.

Госуслуга предоставления соответствующих данных об объекте оказывается в бесплатной форме, но при одновременном учёте прав требуется оплатить госпошлину. Сумма госпошлины будет зависеть от вида объекта, его размеров и прочих нюансов.

После проверки и занесения в журнал данных из всех вышеуказанных документов заявитель получает официальную выписку из ЕГРН, которая, в свою очередь, подтверждает права на собственность.

В связи с поправками в Законе ФЗ-218 «О государственном кадастре недвижимости» (последняя редакция), подавать заявление на регистрацию соответствующих прав можно в любом подразделении государственного реестра или МФЦ, независимо от местонахождения объекта.

ПроцедураДокумент
1. Сбор документовДокумент, подтверждающий право собственности (например, договор купли-продажи, дарения, аренды)
Геодезический план (карта)
Межевой план
Доверенность, заверенная нотариусом (для доверенного лица)
2. Обращение в кадастровую палатуПаспорт (документ удостоверяющий личность)
Квитанция об оплате госпошлины
Заявление
Вышеупомянутые документы
3. Выдача расписки
4. Получение выписки ЕГРНРасписка
Паспорт (документ удостоверяющий личность)
5. Регистрация участка в УФРСКадастровый паспорт
Договор основания (права на участок)
Межевой план
Квитанция об оплате госпошлины
Заявление
Документ, удостоверяющий личность каждого собственника
6. Выдача расписки
7. Возврат ранее поданных документовПаспорт

С приходом новых технологий кадастр всех учтённых объектов теперь общедоступен и в сети интернет. Для того чтобы получить или проверить необходимые сведения о конкретном объекте недвижимости, потребуется зайти на официальный сайт Росреестра и выбрать раздел с названием «справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн». Далее нужно ввести данные в соответствующие поля, после чего откроется вся доступная информация об имуществе. На практике показано, что такой вид запроса сведений о недвижимости набирает всё большую популярность, так как упрощает действия и экономит время граждан.

Отсутствует обозначение границ

Вы можете поставить свое имущество на учёт без межевания, когда его границы обнесены забором\ другим ограждением и известны вам в точности и\ или у заявителя нет споров и конфликтов с ближайшими соседями об определении границ надела.
Пакет документов отличается от предыдущего лишь отсутствием межевого плана и наличием необходимости, в предоставлении технических планов возведенных на участке строений или акта, доказывающего отсутствие оных. Через 10 суток собственник получает паспорт с пометкой неустановленных границ.

ВНИМАНИЕ! Для внесения сведений в Росреестр и получения свидетельства следует обратиться в ФРС (федеральную резервную систему).

Дачная амнистия

ФЗ №93 о дачной амнистии , вступил в силу с сентября 2006 г. Согласно этому закону возможны случаи, когда пройти процедуру регистрации можно в упрощенном виде. Для этого необходимо:

  1. Собрать документы, подтверждающие владение имуществом на законных основаниях.
  2. Определить границы земельного объекта и составить межевой план. Если участок ранее учтенный, уточнять его границы не обязательно. Далее передать пакет документов и получить кад. паспорт.
  3. После получения паспорта обратиться в местное подразделение Росреестра и напишите заявление о занесении обновленных данных в ЕГРН.

Можно обратиться в районное кадастровое отделение и получить кадастровые выписки, а заодно проверить, не имеют ли владельцы смежных участков территориальных претензий, и имеются ли иные претенденты на землю (земля не должна быть межёвана, в собственности или найме).

Этапы

Перечисленные выше документы подаются в Росреестр, уполномоченный регистрировать действия связанные с недвижимостью.

Обращаться следует в отделение, расположенное в том же районе, что и участок.

В отделении нужно заполнить заявление и предъявить паспорт, далее предать документы сотруднику организации, который выдаст вам расписку об их получении. В течение 20 — 30 суток участок поставят на ГКУ, а владелец получит кад. паспорт (процесс затягивается на 3-6 месяцев, когда в документах расхождения\ ошибки).

Нормативная база

Любые изменения, касающиеся земельных отношений, должны проводиться только с уже созданной нормативной базой, которая, в свою очередь, будет обеспечивать развитие и совершенствование экономики государства, повышать уровень жизни населения, а также оптимизировать уровень социального неравенства.

Нормативно-правовой основой регулирования кадастровой функциональности служит Конституция Российской Федерации. Также существует ряд определённых кодексов, а именно:

  • гражданский;
  • земельный;
  • лесной;
  • градостроительный;
  • водный;
  • жилищный;
  • а также все нововведённые законы и правовые акты.

Все действия, связанные с урегулированием и систематизацией земельных отношений, находятся в Земельном кодексе РФ.

Учет и управление всей статистикой государственного кадастра проводится особой Федеральной службой госрегистрации.

Следует знать, что этот процесс довольно сложный и трудоёмкий, так как необходимо безошибочно вести и корректировать всю статистику и изменения отдельно каждого земельного участка.

Сроки и стоимость

Сроки рассмотрения заявления и решение о постановке составляет 10-12 суток. Расходы по постановке:

  • Квартира или комната — от 10 000 руб.
  • Жилой дом и нежилое помещение — от 25 000 руб.
  • Нежилое здание — от 50 000 руб.

Внесение изменений в кадастровый паспорт будет стоить вам минимум 10 000 рублей.

Владелец ранее учтенного участка будет платить за госпошлину + паспорт в бумажном виде (юр.лица – 600 руб.\ физ.лица – 200 руб. и выдачу паспорта в электронном виде 300 руб.\ 50 руб.) + кадастровые работы+ оформление кадастрового плана, что обойдется в сумму от 15 000 руб.

Приостановление и отказ

В некоторых случаях регистрацию в кадастровой палате могут приостановить по одной из перечисленных причин:

  1. Недостаток документов, в этом случае просто принесите в палату или МФЦ недостающие.
  2. Если причиной стало обнаружение ошибки в кадастровых сведениях, подайте заявление о них и попросите их исправить.
  3. Обнаружено наложение границ участка, на надел, уже внесенный в кадастр.

После ликвидации причин приостановки, процедура возобновляется, но с учетом времени, затраченного на дополнительные действия, срок может увеличиться. Отказ возможет, когда:

  • В кадастровый отдел обратилось не уполномоченное на совершение таких действий лицо.
  • Объект не предназначен для передачи в собственность, он может быть предназначен для нужд государства или изъят из оборота.
  • В документах имеются какие-либо ошибки или несоответствия.
  • Отсутствуют некоторые документы.

В решении указывается причина и предоставляется законное обоснование. Отказ можно обжаловать в суде.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: