Особенности управления благоустройством территории муниципального образования


Благоустройство — в каждый двор

«Хотелось бы видеть активность молодежи, благоустройство — дело общее, — говорит Юрий Иванович Лесников. — В этом смысле можно и нужно брать пример с людей старшего возраста — они небезразличны к тому, что происходит в их доме, как он меняется, что будет сделано в дальнейшем».

Одновременно с работами во дворах квартала железнодорожников, дорожная техника пришла и в другой жилой микрорайон. На улице 50 лет Октября обновят территории домов № 98 и № 100. Дворовые зоны здесь небольшие — чуть более 600 квадратов каждая, а объем благоустройства — стандартный. Ремонт пешеходных и входных дорожек, асфальтирование дворового проезда, обновление скамеек и урн.

Председатель совета дома № 98 Лидия Алексеевна Алятина говорит, что для жильцов такие перемены — долгожданные и приятные. «Работы еще много, а мы уже видим, как двор меняется, преображается. Конечно, качественный асфальт — это основа основ. Теперь, надеемся, не будет луж на дороге, у подъездов в сезон дождей. Уже озеленяем территорию, разбили цветники, посадили деревья, декоративный кустарник. Возможно, высадим и фруктовые деревья, — делится планами председатель. — Территория, как видите, у нас небольшая, а вот неравнодушных людей — много. Большую помощь в благоустройстве двора оказывают жильцы Людмила Георгиевна Щелочкова, Лидия Петровна Попова, Людмила Сергеевна Литаш и другие. Наш незаменимый помощник — член общественной палаты Любовь Васильевна Апарина, она болеет душой за каждый двор. Уверена, что все вместе мы сделаем наш двор уютным».

ПРИСЛУШИВАТЬСЯ

К МНЕНИЮ ЖИТЕЛЕЙ

Проект «Формирование комфортной городской среды» дал жителям возможность самостоятельно расставить приоритеты, определить, что нужно сделать на придомовой территории в первую очередь.

«В каждом многоквартирном доме проходили собрания, люди высказывали свое мнение, вносили предложения. Те дома, где жильцы оказались наиболее активными, согласовали объем работ, подали заявки в срок, становятся участниками проекта в первую очередь, — рассказал газете руководитель управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа Сергей Геннадьевич Федюкин. — Мнение жителей для нас приоритетно, обязательно согласуем с ними все нюансы. Контроль над выполнением мероприятий по благоустройству — всесторонний. От управления архитектуры и градостроительства эту работу ведет специалист, который находится в постоянном взаимодействии со старшими многоквартирных домов».

Как сообщил Сергей Геннадьевич, работы по программе выполняет один подрядчик. На каждом подъезде домов — участников проекта размещена информация с контактными телефонами: заказчика — администрации городского округа и исполнителя — организации, осуществляющей благоустройство. Срок окончания работ по контракту — 1 сентября, но в управлении архитектуры и градостроительства расчитывают, что обновление придомовых территорий будет завершено раньше.

Особенности управления благоустройством территории муниципального образования

– большую систему, поскольку при социально-экономическом развитии благоустроительного комплекса, безусловно, возможно появление качеств и структур, которые сложно или даже невозможно предвидеть.

Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий и решение конкретных задач. К основным задачам благоустройства относятся:

– привлечение инвестиций в инфраструктуру, жилищное строительство и коммунальное хозяйство;

– предвидение и превентирование негативных общественных последствий имущественного и социального расслоения города;

– организация земельных отношений и правил оборота недвижимости;

– планомерный контроль экологической ситуации в населенном пункте.

Система благоустройства и озеленения муниципального образования представляет собой систему принятия решений, ориентированных на экологическое, социально-экономическое, архитектурно-планировочное и инженерное решение территории муниципального образования.

Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в ст. 14–16), к вопросам местного значения относятся:

– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, воспроизводства и использования городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;

– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;

– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;

– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.

К главным видам деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства относятся: прогнозирование, проектирование, программирование.

Под прогнозной деятельностью в сфере благоустройства подразумевается результат комплексной оценки градостроительной и экологической ситуации, анализа экономических, строительных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и социальных условий и выявление тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общая цель прогнозирования заключается в создании необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений, а также разработка данных решений в виде моделей, стратегий, вариантов. Прогнозирование – это средство получения необходимого общего представления о желаемых или возможных путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных градостроительных прогнозов.

С чего же начать?

Теперь, когда стало ясно, что в себя включает само понятие, необходимо обозначить сами этапы работ по благоустройству территории.

  1. Проектирование. Любая инженерная работа должна включать в себя первоначальное проектирование. На этом этапе нужно обозначить, какие работы будут производиться на участке, определить необходимые для этого материалы, провести предварительные замеры и прочее;
  2. Разметка. Во время разметки участка проводится проверка данных, указанных в проекте;
  3. Подготовка участка. На этом этапе необходимо позаботиться об очистке территории от ненужных строений, деревьев, кустарников;
  4. Монтаж коммуникаций. После подготовки территории необходимо позаботиться о водопроводе, электрических сетях, дренажных системах, канализации и прочих инженерных системах, которые станут необходимы в период эксплуатации данной территории;
  5. Следующий этап включает в себя возведение сооружений, создание дорожек, монтаж заборов, беседок, лавочек, детских развлекательных комплексов;
  6. Последним этапом является озеленение территории, высадка газона, деревьев, клумб.

Благоустройство территории — многогранный и разноплановый процесс, включающий в себя и другие важные элементы. О том, как правильно проложить водопровод, можно прочитать здесь. О правилах строительства сетей связи читайте в этом разделе.

У каждого имеется своя технология благоустройства территории, но при этом любая работа должна включать в себя тщательную разработку ее этапов. Отличный результат невозможен без качественно выполненных подготовительных работ. Обычно комплекс мер по облагораживанию участков возлагается на ООО по благоустройству территорий. Организации, занимающиеся данной работой, составляют проекты, исследуют местность, оценивают состояние почвы, определяют вес строений, которые можно разместить на данной территории, делают эскизы и предоставляют их на одобрение заказчика. Самостоятельно выполнить подобный анализ благоустройства территории очень сложно. Другое дело, если предусматривается поверхностное благоустройство небольшого участка, когда работу может выполнить человек, который ранее не сталкивался с подобным трудом.

Если земельный участок имеет большую территорию и на нем необходимо расположить тяжелые и массивные строения, необходимо обращаться в компании по строительству и благоустройству территорий.

Асфальтирование тоже входит в перечень работ по благоустройству участков. Данную работу также лучше доверить специалистам, так как ошибки, допущенные при устройстве дороги, могут плачевно отразиться на результате. Благоустройство территорий и строительство дорог в частности преимущественно производится по заказу крупных фирм или организаций. К данным услугам относится и прокладывание тротуарной плитки. В частных домах этой работой чаще предпочитают заниматься сами хозяева, но не всегда такая кладка долго служит.

Перед тем как начать самостоятельные работы по устройству тротуаров, дорог и придомных площадок стоит ознакомиться с принципами, правилами и нюансами, касающимися данной деятельности.

Благоустройство

Вопрос: каков порядок проведения санитарной обрезки (кронирования) деревьев?

По вопросу кронирования деревьев, обрезки кустарников необходимо обращаться в управляющую организацию и администрацию муниципального образования, так как в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация озеленения территории поселения, в том числе определение порядка содержания зеленых насаждений, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Административная ответственность за непроведение работ по санитарной обрезке деревьев Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» не предусмотрена.

Вопрос: кто выдает разрешение на вырубку деревьев?

В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона Московской области от 30.12.2014 №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» вырубка деревьев и кустарников на землях поселений производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке органом местного самоуправления.

Вопрос: какими видами покрытия должна быть оборудована детская игровая площадка?

В соответствии с ч. 11 ст. 12 Закона Московской области от 30.12.2014 №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» на детской площадке места расположения игрового оборудования и другие места, связанные с возможным падением детей, оборудуются мягкими видами покрытия (песчаным, уплотненным песчаным на грунтовом основании или гравийной крошке, мягким резиновым или мягким синтетическим). Места установки скамеек оборудуются твердыми видами покрытия или фундаментом. При травяном покрытии площадок предусматриваются пешеходные дорожки к оборудованию с твердым, мягким или комбинированным видами покрытия.

Вопрос: об организации сбора и вывоза мусора.

Средства на вывоз мусора от физических и юридических лиц бюджетами различных уровней не предусмотрены. В соответствии с ч.1, ч.4 ст.57 Закона Московской области от 30.12.2014 №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, и физические лица обязаны заключать договоры на вывоз мусора с подрядными мусоровывозящими организациями и физическими лицами, имеющими договорные отношения с организациями, осуществляющими вывоз, утилизацию и обезвреживание отходов, в соответствии с утвержденными Правительством Московской области среднегодовыми нормами накопления мусора. В частном жилом фонде договоры на вывоз и утилизацию мусора заключают собственники (правообладатели) жилых домов.

В соответствии с п.2 ст. 6.21 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» отсутствие договора на вывоз мусора влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – трехсот тысяч рублей.

Вопрос: О размещении транспортных средств на детских, игровых, спортивных площадках, газонах, участках с зелеными насаждениями и тротуаре.

П. 3 ст. 6.19. и ст. 6.22. Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность за размещение транспортных средств, в том числе брошенных и (или) разукомплектованных, на детских, игровых и спортивных площадках, газонах и цветниках, участках с зелеными насаждениями.

Протоколы по указанным нарушениям уполномочены составлять должностные лица Госадмтехнадзора Московской области.

Административная ответственность за размещение транспортных средств на участках с твердым покрытием вышеуказанным Законом не установлена.

Ответственность за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, в том числе на тротуарах, предусмотрена ст.12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной статьей, в соответствии с п.5 ч.2 ст.23.3 КоАП, относится к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Вопрос: Об установке ограждений.

Согласно п. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» строительство или установка ограждений на территории муниципальных образований осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

Самовольная установка ограждений не допускается.

За несоблюдение указанных требований п. 3 ст. 6.18 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность.

Вопрос: Об установке ограждений, препятствующих заезду на газоны, участки с зелеными насаждениями.

Согласно п. 5 ст. 27 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» в местах примыкания газонов, цветников к проездам, стоянкам автотранспорта, в местах возможного наезда автомобилей на газон, цветники и зеленые насаждения, устанавливаются защитные металлические ограждения.

Данная норма носит рекомендательный характер. За отсутствие ограждений, препятствующих заезду на тротуары, газоны и участки с зелеными насаждениями, Законом Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» административная ответственность не предусмотрена.

Установка газонных и тротуарных ограждений на территории муниципальных образований должна производиться исходя из необходимости, сформированной условиями эксплуатации или охраны территорий, по согласованию с органом местного самоуправления.

Вопрос: О ненадлежащем состоянии дорожного покрытия (ямы, выбоины).

Содержание дорог действующим законодательством возложено на владельцев дорог.

Надзор за соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог предусмотрена ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанной статьей, в соответствии с п.5 ч.2 ст.23.3 КоАП РФ относится к компетенции органов внутренних дел (полиции).

Вопрос: О ненадлежащем содержании дорог (непроведение работ по уборке от смета и пыли, прилегающей территории — от мусора).

Надзор за своевременной уборкой дорог и полос отвода осуществляет Госадмтехнадзор Московской области.

За ненадлежащее содержание дорог, полосы отвода, тротуаров п.1 ст. 6.7 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Вопрос: О содержании территории, прилегающей к частным домовладениям.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Закона Московской области от 30.12.2014 №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» обязанности по содержанию частного домовладения, хозяйственных строений и сооружений, ограждений и пяти метров, если расстояние прилегающей территории не установлено в большем размере, возлагаются на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов.

За ненадлежащее состояние и содержание прилегающей территории ст. 6.1 Закона Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Кто отвечает за придомовую территорию многоквартирного дома

В каждом доме есть управляющая компания или Товарищество собственников жилья. Эти организации обязаны следить за помещениями общего пользования МКД, а также и за придомовой территорией. Решение о благоустройство придомовой территории МКД принимается собственниками на общем собрании большинством голосов. Очень важно при благоустройстве соблюдать нормы и правила, установленные региональными властями.

Способы организации управления многоквартирным домом:

  • управление непосредственно собственниками помещений;
  • управляющая организация
  • Товарищество собственников жилья или кооператив, (ТСЖ, ЖСК, и т.д.)

Минимальный перечень услуг по благоустройству придомовой территории, утверждённый правительством (Постановление № 491 от 13.08.2006):

  • проверка и очистка кровли и водоотводов от мусора, грязи снега и льда;
  • восстановление и окраска фасадов;
  • проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек;
  • контроль состояния электроприборов, освещения подъездов, подсветки и т.п;
  • чистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда;
  • уборка снега и льда на придомовой территории;
  • очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка;
  • уборка перед входом в подъезд;
  • подметание и уборка придомовой территории;
  • уборка и выкашивание газонов;
  • прочистка ливневой канализации;
  • работы по организации и содержанию мусорных площадок;
  • при выявлении каких-либо повреждений и нарушений — разработка плана восстановительных работ.

Работы по озеленению и благоустройству территории МКД

Работы по озеленению и благоустройству многоквартирного дома должны вестись с определенной периодичностью. Уход за элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома, расположенными на придомовой территории – это обязанность управляющей компании, входящем в состав общего имущества. По желанию собственников может проходить дополнительное озеленение придомовой территории, главное, чтобы оно соответствовало требованиям ГОСТа, нормам и правилам благоустройства.

Что относится к придомовой территории многоквартирного дома по закону

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень работ по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 24 указанного перечня придомовая территория многоквартирного дома это — земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации дома. В статье 1 , (пункты 36-38) Градостроительного кодекса РФ есть схожее понятие – прилегающая территория, а также понятие благоустройства территории.

Прилегающая территория – это территория общего пользования. Ее границы и размеры зависят от многих факторов: от этажности здания, плотности застройки, расположения рядом дорог, школ, больниц и т.д., поэтому четкого понятия границ придомовой территории нет.

Если земля, под многоквартирным домом стоит на кадастровом учете (зарегистрирована в ЕГРН), тогда эти границы определены межеванием и отображаются ну публичной кадастровой карте. (Об особенностях подготовки проекта межевания МКД в 2020 году можно узнать из отдельной статьи по ссылке.)

В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены в ЕГРН, входят в состав общего имущества. Это же понятие дублируют Правила содержания общего имущества, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 23.11.2019).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: