Регистрация договора социального найма жилого помещения в росреестре

О чём говорится в законе?

Надо ли регистрировать сделку? Обязательство регистрации договора найма жилого помещения между физическими лицами прописано в ст. 674 ГК РФ.

В законе сказано следующее:

  • соглашение о найме квартиры должно быть составлено в письменной форме (о том, в какой форме составляется документ и какие документы нужны для его оформления, говорится здесь);
  • заключение сделки на срок более 1 года влечет за собой возникновение обременения правом владения недвижимостью;
  • соглашение, составленное на срок более года, повлекшее за собой ограничение прав собственности, подлежит обязательной регистрации.

ВАЖНО: Таким образом, договор найма, занесенный в реестр сделок с недвижимостью, ограничивает владельца в правах на пользование жильем, а нанимателя, напротив, наделяет рядом прав.

Как зарегистрировать договор аренды квартиры

  1. Государство получает возможность осуществлять контроль за тем, кому передаются права на недвижимость, даже при временном проживании граждан в чужой квартире.
  2. Налоговые органы следят за количеством получаемого гражданином дохода и высчитывают размер выплат в ФНС.
  3. Если между сторонами сделки возникает спор, его решение осуществляется на основании сведений, указанных в том договоре, который был зарегистрирован в Росреестре.

Если квартира, которая будет сдаваться в аренду, куплена в ипотеку, обязательно должно быть получено письменное согласие кредитора, у которого имущество находится в залоге, на то, чтобы жилая площадь сдавалась в аренду.

Где делать?

Прохождение регистрации возможно:

  • напрямую в Росреестре;
  • через МФЦ.

Подать документы и заявление можно также в режиме онлайн через портал Госуслуги. Для этого потребуется заранее отсканировать копии документов, чтобы направить их по интернету в регистрирующий орган.

ВНИМАНИЕ: Срок прохождения процедуры составляет 7 рабочих дней. Итогом регистрации является выдача заявителю выписки из ЕГРН с регистрационной отметкой.

Порядок регистрации договора аренды жилья между физическими лицами

Государственная регистрация заключенного договора осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в Росреестр. После расторжения соглашения в связи с окончанием срока его действия или по инициативе одной из сторон, необходимо представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие данный факт.

  • дату его составления;
  • паспортные данные сторон;
  • сведения о предмете договора – адрес и иные характеристики жилого помещения;
  • срок найма;
  • размер арендной платы;
  • порядок оплаты коммунальных и иных услуг;
  • сведения о задатке (при условии его внесения);
  • права и обязанности сторон;
  • в том случае, если квартира сдается вместе с мебелью, бытовой техникой и т.п., опись предоставленного в пользование имущества;
  • подписи сторон.

26 Дек 2020 uristland 231
Поделитесь записью

    Похожие записи
  • Методические рекомендации приставам по алиментам
  • Судебные приставы железнодорожного района воронеж взыскание по алиментам
  • Можно ли подать на алименты если прошло пять лет
  • Какие документы нужны для льготного жилья

Оплата госпошлины

Внесение сведений о факте заключения договора и обременения помещения третьими лицами требует уплаты пошлины (НК РФ ст.333.33, п.1):

  • для физических лиц – 2 тыс. рублей;
  • для юридических лиц – 22 тыс. рублей.

Если документы подаются онлайн через Госуслуги, то оплатить пошлину можно безналичным способом через портал. При прохождении процедуры лично в Росреестре, потребуется сначала оплатить пошлину, а потом уже подавать заявление и бумаги. Без чека об оплате сотрудник органа не примет документы.

Всем, кто собирается заключать такую сделку, как договор найма жилого помещения, мы советуем прочитать и другие материалы, собранные на нашем сайте:

  • Особенности заключения договора найма для жилья частного фонда.
  • Расторжение договора и составление соглашения.
  • Грамотное составление договора найма.
  • Приложения к договору найма жилья.

Государственная регистрация договора найма жилого помещения

С течением времени меняются законодательные нормы, поэтому у граждан возникают вопросы о надобности осуществления государственной регистрации договоров найма жилого помещения. Далее в статье указано — есть ли в этом необходимость и что стоит предпринять при заключении такой сделки.

Нужна ли регистрация?

Правила и процедура составления, заключения и регистрации договоров в нашей стране регламентируется Федеральным Законом № 14.

Скачать российский Гражданский Кодекс можно по ссылке.

Необходимо ли проводить государственную регистрацию договора найма жилого помещения, указано в 609 статье настоящего законодательного акта. Положения этой статьи гласят, что все договоры найма (жилого, нежилых помещений), оформленные на год и более, подлежат обязательной государственной регистрации. В случаях, когда недвижимость арендуется на период менее 12 месяцев — регистрация договора найма не нужна.

Регистрация договора найма жилого помещения необходима для снижения рисков при исполнении сторонами своих обязательств. При наличии документа найма квартиры, одна из сторон может привлечь вторую к ответственности, если та, в свою очередь, не соблюдает свои обязательства. Договор найма жилого помещения является юридически значимой бумагой, соответственно, он подлежит предъявлению в судебной инстанции.

Порядок действий

Чтобы зарегистрировать договор найма, необходимо обратиться в специальное государственное учреждение — Росреестр. Указанное учреждение является федеральным органом исполнительной власти. Основными задачами данной организации является ведение кадастрового учета недвижимости. При оформлении данного учета фиксируются все сделки, проводимые с жилыми и нежилыми помещениями.

Обратиться за регистрацией договора найма квартиры можно лично, подав документы в Росреестр или подать бумаги через многофункциональный центр. Вправе начать процедуру государственной регистрации лицо, подписавшее соглашение. В качестве данного лица могут выступать некие граждане, например, собственник или квартиросъемщик. В соответствии с нашим законодательством, могут обратиться в государственное учреждение третьи лица. Для их обращения требуется предоставить доверенность, свидетельствующую об их правомерных действиях. Подобный доверительный акт подлежит обязательному нотариальному заверению.

Порядок регистрации договора найма недвижимости выглядит следующим образом:

  • подготовка определенного перечня документов;
  • подача собранных бумаг в одно из государственных учреждений — Росреестр или многофункциональный центр. Документы можно направить несколькими способами — лично принести в государственное учреждение, отправить через почту заказным письмом, направить бумаги через интернет;
  • получение бумаг после проведения процедуры регистрации.

После регистрации договора найма жилого помещения, собственник жилья обязан составить налоговую декларацию, затем подать ее в налоговое учреждение и оплатить НДФЛ.

Необходимые документы

Чтобы зарегистрировать договор найма квартиры в Росреестре, необходимо собрать пакет определенной документации.

Список документов для регистрации договора найма:

  • контракт аренды. Данный акт должен быть представлен в трех экземплярах. Один для арендатора, второй для регистрационного учреждения и третий остается у собственника;
  • заявление установленного образца;
  • бумаги, свидетельствующие о правах собственности наймодателя;
  • правоустанавливающие бумаги, например, контракт купли-продажи, акт о праве на наследство и иная документация;
  • справки из БТИ. Например, технический паспорт;
  • удостоверение личности физического лица, а если в качестве арендатора юридическое лицо, то представляются учредительные документы организации;
  • согласие супруги(а) собственника. Данное письменное согласие необходимо, если жилое помещение было приобретено в период официальных брачных отношений, которое, по закону, признается совместно нажитым имуществом;
  • доверенность, имеющая заверение нотариальной конторы. Данный документ подлежит предоставлению в Росреестр или МФЦ, если бумаги подает представитель арендатора;
  • квитанция об уплаченной государственной пошлине.

Особенности

В соответствии со ст. 674 ГК РФ, соглашение между собственником помещения и жильцом регистрируется только в том случае, если оно заключено на срок не менее 12 месяцев. Многие владельцы используют эту лазейку в законе в личных целях: намеренно заключают договор на срок меньше 1 года, а потом продлевают его.

Это дает возможность избежать регистрации документа и сэкономить деньги. Кроме того, отсутствие регистрации позволяет владельцам квартир оставаться незамеченными налоговой службой. Регистрация найма недвижимости – процедура обязательная, если соглашение было подписано на срок более года.

Заключение договора на срок больше 12 месяцев целесообразно только в том случае, если сдается дорогое жилье с ценным имуществом, или собственник квартиры проживает в другом городе и ему необходимы дополнительные гарантии безопасности сделки. Теперь вы знаете, нужно ли регистрировать договор найма жилого помещения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Некоторые особенности договора аренды нежилых помещений

4) не производит капитального ремонта имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре — в разумные сроки в тех случаях, когда в соответствии с законодательством или договором производство капитального ремонта является обязанностью арендатора.

В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законодательством или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случаев, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.

Для чего учет

Цель вступившего в силу распоряжения московского правительства № 2774-РП от 25 ноября 2008 года «Об учетной регистрации договоров (соглашений) найма, поднайма жилых помещений в городе Москве» – навести порядок на рынке найма жилья, сделать этот рынок более цивилизованным. Так легче будет контролировать использование жилищного фонда города. В планах – создание системы взаимодействия между органами исполнительной власти города и федеральными службами (в том числе миграционной и налоговой по г. Москве) в координации рынка найма, поднайма жилых помещений.

Учетная регистрация договоров найма, поднайма, соглашений о предоставлении жилого помещения проводится при регистрации иногородних граждан по месту пребывания в российской столице, без которой гражданам нельзя устроиться на работу, получить медицинскую помощь и вообще почувствовать себя социально защищенными.

Для справки: место пребывания – это квартира, жилой дом или иное жилое помещение (комната в коммунальной квартире или общежитии), где гражданин проживает временно.

На заметку

Обязательной учетной регистрации подлежат договоры найма и поднайма жилья, представляемые сотрудниками силовых ведомств (Минобороны, МВД, ФСО, МЧС), а также москвичами, стоящими в очереди на жилье, в финансовые органы с целью получения денежной компенсации по возмещению расходов, связанных с оплатой проживания в съемной квартире.

Регистрация в Росреестре договора аренды

Документы для регистрации договора аренды помещения в Росреестре различаются по своему составу в зависимости от того, кто является стороной сделки (физические или юридические лица), а также от того, какой объект передается в аренду (жилое или нежилое помещение). Договор аренды нежилого помещения, заключенный на срок более года, подлежит регистрации в Росреестре в любом случае. Что касается договора аренды жилого помещения, заключенного на длительный срок, то здесь есть особенности. Если договор аренды квартиры заключен между физическими лицами, не для целей предпринимательской деятельности, то это будет договор имущественного найма и регистрации он не подлежит. Если же договор аренды квартиры/жилого помещения заключен между физическим и юридическим лицом (чаще всего физические лица сдают в аренду свои квартиры юридическим для предпринимательских целей, например, для размещения под гостиницу или хостел), то для такого договора аренды необходима регистрация в Росреестре.

С 2020 года при сдаче в аренду части помещения (например, комнаты на этаже или в здании) для регистрации договора аренды недостаточно обозначить ее на поэтажном плане БТИ. Необходимо эту часть поставить на кадастровый учет в Росреестре с одновременной регистрацией аренды.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: