Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и как он устанавливается?


Сервитут (от лат. Servitus) – подчинение, ограничение прав. Когда устанавливается сервитут на землю, тогда фактически урезаются права собственника этой земли. Самым важным пунктом при установлении сервитута является его необходимость. То есть закон встает на сторону того лица, который для достижения своих целей просит о сервитуте тогда, когда без него обойтись невозможно. Для каких целей устанавливают сервитуты, как они классифицируются по видам читайте здесь, а в данной статье мы более подробно поговорим о публичном сервитуте, как об одном из видов сервитутов, предусмотренных и оформляемых в нашем государстве.

Что такое публичный сервитут – понятие, примеры.

В российском законодательстве есть понятие – публичный сервитут. Это сервитут, который устанавливается для целей нужд населения или административных органов в особом порядке. Объект земельных сервитутов — это участок земли, который находится в государственной (муниципальной) или частной собственности. Приведем пример установления публичного сервитута. Для того чтобы протянуть линии электропередач, необходимо разместить оборудование в определенных местах, осуществить проход рабочих и подъезд техники, а без вторжения на частную собственность этого сделать невозможно – тогда устанавливается сервитут. Или другой пример. Ваш земельный участок препятствует свободному доступу к реке или озеру. Как известно, водные объекты предназначены для общего пользования, и органы местной власти вправе установить публичный сервитут на земельный участок для обеспечения прохода к водоему.

Особенности понятия

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Цель данного действия – создание нормальных условий для владельцев смежных территорий в вопросе пользования своей землей.
  • Регулирует все действия по обременению участков Земельный Кодекс и Гражданский. Кодекс является главным Нормативно правовым актом в этом вопросе, но некоторые.
  • В Гражданском Кодексе границы зон действия публичных сервитутов и другие вопросы рассматриваются в статьях 274-277. Указывается, каким образом происходит установление, какие нормативные документ можно использовать для урегулирования всех взаимоотношений между участниками соглашения. Ведь в таком вопросе задействованы две стороны, включая владельца участка.
  • Какие вопросы рассматривает Кодекс Земельный? В нем даются указания по тем целям, для которых применяются публичные сервитуты в городах и деревнях. Точно определяется порядок осуществления процедуры. В статье 23 ЗК можно прочитать, для чего должен быть наложен это вид меры обременения, как правильно выполнить процесс.

Установление на земельный участок сервитута является достаточно популярной мерой и позволяет улучшить жизнь тех, кто хозяйствует на соседних к данному участку площадях. Установление и снятие данной меры проводится органом местного самоуправления как представителя государственной власти.

Сервитут на землю может быть не только публичным, но и частным, но и он должен устанавливаться и сниматься только в рамках земельного и гражданского законодательства. В кодексах представлена информация не только по порядку установления обременения, но и по тем ситуациям, которые для сервитута основанием земельного являются.

ВНИМАНИЕ! При применении сервитута согласно Гражданского Кодекса РФ должна быть установлена компенсационная выплата за использование обременения на земле.

Это своего рода плата за наложение сервитута на землю. Размер компенсации и выплаты зависит от особенностей участка, длительности обременения.

Могут ли публичный сервитут установить без согласия собственника?

В гражданском кодексе четко написано, что право собственности нам дается для того, чтобы мы могли свободно распоряжаться своей вещью. Что касается земельного участка – то у него есть целевое назначение и виды разрешенного использования (земли сельхоз назначения, земли населенных пунктов, земли запаса и т.д. подробнее здесь). Каждый собственник вправе распоряжаться участком, но с учетом интересов других лиц. Чтобы установить публичный сервитут органы власти обязательно уведомляют об этом собственника участка. Если собственник не согласен – тогда сервитут в отношении земельного участка может быть установлен через судебные инстанции. Суд принимает решение в чью-либо пользу исходя из обоснованности сервитута и из того, насколько сервитут ограничивает право собственника пользоваться своим участком. Но, как правило, при установлении публичного сервитута до суда дело не доходит, все вопросы решаются в административном порядке. А вот при необходимости установки частного сервитута в отношении земельного участка, судебные споры возникают часто.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

ВНИМАНИЕ! Законодательные основания для применения специальной меры обременения установлены 23 статьей Земельного Кодекса.

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса.

  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам. Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Порядок установления публичных сервитутов

Публичные сервитуты в каждом регионе устанавливаются по правилам местной администрации, которые соответствуют общепринятым нормам гражданского и земельного права. Как правило, лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, обращается в местные органы власти с ходатайством, содержащим сведения о земельном участке — объекте земельного сервитута (кадастровый номер, площадь, адрес и т.п), в отношении которого предполагается установление публичного сервитута. В ответ на ходатайство органы власти выносят соответствующее обоснованное решение об установлении публичного сервитута или об отказе. Инициатор сервитута (заинтересованное лицо) или местная администрация могут организовывать публичные общественные слушания для принятия решения. При положительном решении орган власти издает локальный акт (Решение, приказ, постановление), в котором указываются сведения о содержании публичного сервитута и сфере его действия. Всю необходимую документацию для вынесения решения инициатор готовит и достает самостоятельно.

Сервитут на часть участка

Установить обременение на землю с одним владельцем несложно, но что делать, если участок имеет несколько хозяев? Закон разрешает устанавливать сервитуты на такие земли, но при соблюдении следующих нюансов:

  1. Если доли не были выделены. Тогда заинтересованное лицо или государственный орган заключают с соглашение со всеми владельцами. А после этого владелец, на чью часть земли наложено обременение, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли были предварительно выделены. Соглашение оформляют только собственник и третье лицо, а остальные совладельцы обязаны лишь предоставить нотариально заверенное согласие.

Соблюдение этих условий является важным для обеих сторон, заинтересованных в сервитуте.

Регистрация публичного сервитута в Росреестре

Регистрация публичных сервитутов происходит в порядке межведомственного взаимодействия, документы в Росреестр направляются в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения об установлении публичного сервитута, а Росреестр в течение 15 дней регистрирует сервитут и вносит о нем сведения в ЕГРН. Ограничения не влияют на право собственника продавать свой участок или совершать какие-либо иные действия, не запрещенные законом. При продаже, наследстве, дарении, вместе с правом собственности переходит и ограничение права – установленный сервитут.

В статье рассматриваются правовые вопросы, связанные с отображением границ зон действия публичных сервитутов в проектах межевания территорий, формулируются предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, предполагающие возможность установления публичных сервитутов проектами межевания территорий.

В практике градостроительного проектирования при подготовке документации по планировке территории очень часто возникают вопросы, связанные с порядком установления публичных сервитутов.

«Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года не содержит норм о регулировании сервитутов (они были предусмотрены Градостроительным кодексом РФ 1998 года), и если владельцы частных сервитутов могут воспользоваться нормами ГК РФ, то публичные сервитуты остались вне специального федерального законодательства»1.

Из названия статьи 23 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) можно понять, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ч.1 ст.23 ЗК РФ, ст.274-277 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых в числе прочих сведений отображаются границы зон действия публичных сервитутов (п.8 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ). Также границы зон действия публичных сервитутов указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п.2 ч.3 ст.44 ГрК РФ).

Возникает вопрос, границы зон действия каких публичных сервитутов должны отображаться в составе проекта межевания территории: уже установленных на момент подготовки проекта межевания специальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления, или же допустимо в проекте межевания отображать планируемые границы зон действия публичных сервитутов? В этой связи представляет интерес и вопрос о том, правомерно ли устанавливать публичные сервитуты проектом межевания территории? Попытаемся разобраться в данных вопросах.

Прежде всего, следует отметить, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком

(курсив мой – Д.Ш.). Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным из таких законов выступает Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяющий порядок осуществления кадастровых действий по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет. Таким образом, под земельным участком в правовом смысле понимается только сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.

Частью 2 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Соответственно, на чертежах проекта межевания территории (ч.5 ст.43 ГрК РФ) отображаются:

— границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п.3);

— границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4);

— границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п.5).

Следовательно, при подготовке проектов межевания разработчик имеет дело с двумя видами земельных участков: сформированными, т.е. поставленными на государственный кадастровый учет, земельными участками и формируемыми земельными участками, в отношении которых впоследствии предстоит осуществление кадастровых действий и постановка на учет в государственном кадастре недвижимости. Ко второму виду относятся и земельные участки, планируемые под размещение объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, хотя о них прямо и не говорится как о формируемых земельных участках.

В отношении сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, как уже застроенных, так и подлежащих застройке, границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания. В таких случаях проект межевания фиксирует сложившееся состояние земельных отношений (status quo) на территории. Но как быть в тех случаях, когда до подготовки проекта межевания территории публичный сервитут в отношении земельного участка установлен не был, но необходимость в нем очевидна? Возможно ли отобразить в границах соответствующих земельных участков планируемые

(курсив мой – Д.Ш.) границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии установить их нормативным правовым актом органа местного самоуправления? Или, если пойти еще дальше, возможно ли в таком случае установить публичный сервитут непосредственно проектом межевания в необходимых границах?

Исходя из редакции п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ («8) границы зон действия публичных сервитутов.») на первую часть вопроса ответ неоднозначен. С одной стороны, если подходить к проекту межевания с юридико-содержательной точки зрения, то данный градостроительный документ не утверждает каких-либо самостоятельных обязательных решений, как например, проект планировки территории, которым и только им одним устанавливаются красные линии. Проект межевания либо фиксирует то состояние, территории, которое уже сложилось, и воспроизводит решения принятых до него градостроительных и иных документов (отображение красных линий из проекта межевания, отображение границ застроенных земельных участков на основании данных государственного кадастра недвижимости, отображение границ территорий объектов культурного наследия из проектов зон охраны таких объектов и т.д.), либо с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории дает предложения (но не утверждает решения!) по границам формируемых земельных участков. В этом смысле проект межевания территории служит основой, градостроительным обоснованием для будущих кадастровых работ и постановки земельных участков на кадастровый учет. При таком понимании проекта межевания в его составе должны отображаться границы зон действия уже установленных

(курсив мой – Д.Ш.) публичных сервитутов, поскольку в другом случае формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ должна была бы иметь следующую редакцию: «
существующие и планируемые
границы зон действия публичных сервитутов». Но с другой стороны, если исходить из уже отмеченной особенности проекта межевания территории устанавливать взвешенные, профессионально и научно обоснованные градостроительные требования к границам формируемых земельных участков, то в каком еще документе, как не в проекте межевания могут и должны быть даны предложения по установлению публичных сервитутов?! На наш взгляд, только в проекте межевания! Таким образом, с содержательной и смысловой точек зрения стоит признать правильным отображение в проектах межевания территорий планируемых границ зон действия публичных сервитутов. А для того, чтобы данная позиция была безупречной с точки зрения градостроительного законодательства, в пункт 8 части 5 статьи 43 ГрК РФ необходимо внести изменения, изложив его в следующей редакции: «8) существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов».

Рассмотрим вторую часть поставленного выше вопроса о том, насколько допустимо устанавливать публичный сервитут проектом межевания территории. Несмотря на то, что такая возможность земельным и градостроительным законодательством прямо не предусмотрена, в пользу нее указывает следующее.

Как уже было отмечено выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п.2 ст.23 ЗК РФ). В соответствии с ч.14 ст.45 ГрК РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации. Акт об утверждении документации по планировке территории в подавляющем большинстве случаев является нормативно-правовым. Таким образом, внешняя правовая форма в обоих случаях одна и та же.

Далее, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ). Но проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е. в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5 ст.46 ГрК РФ).

Требования к содержанию акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений, законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания). Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п.9 ст.23 ЗК РФ) может быть реализовано как на основании отдельного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, так и на основании проекта межевания.

Попытка законодательно закрепить возможность установления сервитутов на основании планировочной документации предусмотривалась законопроектом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов», подготовленным Минэкономразвития. Проект был согласован с Мининформсвязи России (А.В. Маслов), МПР России (В.В. Лозбинев), Минтрансом России (С.А. Аристов) и Минрегионом России (В.В. Шипов), но до настоящего времени не принят2. Вместе с тем, по нашему мнению, установление публичных сервитутов проектом межевания территории вписывается в логику процесса градостроительного развития территории и способствовало бы устранению дублирующих административных процедур при установления публичного сервитута в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Что касается формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4 ст.43 ГрК РФ), то они еще не являются самостоятельными объектами земельно-имущественного и гражданского оборота. Поэтому в отношении них вопрос об установлении публичного сервитута при подготовке проекта межевания территории не возникает. Вместе с тем, учитывая изложенные выше аргументы, при необходимости обременения таких земельных участков в интересах местного самоуправления или местного населения после их формирования и постановки на государственный кадастровый учет, в проекте межевания территории целесообразно определять планируемые границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии устанавливать их специальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, постановлением Мэра муниципального образования Северодвинск от 30 июня 2009 г. № 169 «Об установлении публичных сервитутов на территории квартала 098 г.Северодвинска»3 постоянные публичные сервитуты для прохода и подъезда на земельные участки многоквартирных домов и других объектов капитального строительства иных видов разрешенного использования, были установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала 098, утвержденным постановлением Мэра Северодвинска от 30.07.2007 № 218, в связи с постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет. Таким образом, на основании проекта межевания территории, давшем предложения по границам зон действия публичных сервитутов на формируемых земельных участках, публичные сервитуты были установлены в соответствии со ст.23 ЗК РФ нормативным правовым актом органа местного самоуправления после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Подведем итог. Формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ об отображении в проектах межевания территорий границ зон действия публичных сервитутов является недостаточно конкретной и определенной. Однозначно, не вступая в противоречие с законодательством, на ее основе в проектах межевания возможно отображение границ зон действия только уже установленных в порядке статьи 23 ЗК РФ публичных сервитутов. В целях управления развитием территорий, сокращения дублирующих административных процедур в ГрК РФ предлагается внести изменения, позволяющие отображать в проектах межевания как существующие, так и планируемые границы зон действия публичных сервитутов, а также прямо предусмотреть возможность установления публичных сервитутов проектом межевания территории.

Шинкевич Д.В. –

заместитель генерального директора

по правовым вопросам ООО «Институт

территориального планирования «Град»,

г.Омск

Малеина М.Н. Обременение частным или публичным сервитутом зданий и сооружений. «Хозяйство и право», 2006, № 7.

Арсланалиев М.А. Публичные сервитуты при строительстве, размещении и эксплуатации линейных объектов. «Предпринимательское право», 2008, специальный выпуск.

СПС КонсультантПлюс: Сводное региональное законодательство; Бюллетень нормативно-правовых актов МО «Северодвинск», № 17, 09.07.2009.

Виды земельных сервитутов и цели их установления

Частный. Вы, как собственник земельного участка, имеете право потребовать от владельца соседнего участка предоставить вам возможность ограниченного использования его земли.

Зачем необходимо установление частного земельного сервитута:

  • Нужно обеспечить проход или проезд к Вашей недвижимости
  • Нужно проложить провода или трубы для канализации
  • Обеспечить водоснабжение и другие нужды

Помните, что установление земельного сервитута – это крайняя мера, только если больше никак не обеспечить нужды собственника.

Публичный. Устанавливается законодательным правовым актом, когда это нужно не конкретному человеку, а государству, местному самоуправлению или населению жилого пункта.

Зачем установление публичного земельного сервитута:

  • Обеспечить проход или проезд, а также прогон и выпас животных
  • Провести дренажные работы
  • Заготовка сена
  • Участок может быть населен живностью, и его затребуют для охоты и рыбной ловли
  • Исследовательские работы
  • Для возможности беспрепятственно попадать к прибрежной полосе

Процедура наложения любого вида сервитута должна пройти обязательную государственную регистрацию. Вы вправе получать деньги за пользование Вашей землей, сумму нужно указать в соглашении. Надо понимать, что установление сервитута – это не аренда земельных участков, а именно отдельная, полноценная процедура.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная. Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде. Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Земля, сельское хозяйство

Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: