Использование любых механизмов имеет определенные временные рамки. Такие ограничения необходимы, чтобы устройства функционировали безопасно, пользователи техники не подвергались рискам. Подъемное оборудование также имеет свои ограничения в применении. В среднем срок эксплуатации лифтов составляет 25 лет, но эта цифра не дает полный ответ на столь сложный и комплексный вопрос.
Производитель оборудования может указывать в эксплуатационной документации свои данные по использованию кабин, систем купе, электронных приборов и панелей управления. Также есть гарантийный и максимальный срок использования лебедок, электромоторов и прочего оснащения.
Основные понятия о сроке службы лифта и его модулей
Указанные выше 25 лет – это время, отведенное на эксплуатацию кабин. После истечения этого периода замена не обязательна. Обслуживающая компания должна организовать профессиональную диагностику устройств, при необходимости заказать их ремонт и восстановление. Также диагностика большинства важных деталей проводится один раз в 12 лет и 6 месяцев. Некоторые узлы современных устройств нуждаются в тестировании каждые 5 лет.
При определении срока службы лифтов в жилых домах учитывают такие критерии:
- общие данные по ГОСТу – кабина служит 25 лет, механические детали 12 лет и 6 месяцев;
- данные производителя – это наиболее важные руководства по эксплуатации и реконструкции систем;
- наличие текущих поломок – они должны быть устранены, после этого вновь проводится тестирование;
- повышенные нагрузки на технику – при активной эксплуатации обслуживание потребуется чаще;
- частый выход из строя определенного узла – обслуживающая компания должна заменить такой узел на новый.
Нет четкого определения предельного срока эксплуатации лифта в многоквартирном доме. После 25 лет службы возможно проведение диагностики, тестирование основных систем и продление использования оборудования. Часто этот период в лифтовом хозяйстве столицы и других крупных городов является поводом лишь для диагностики. Законных требований полной замены кабин и оборудования после истечения срока эксплуатации не существует.
За чей счет осуществляется ремонт
Прописанные в Жилищном кодексе обязательные платежи на содержание лифтов, оплачиваются всеми без исключения собственниками квартир в доме.
Эти суммы переводятся на специальный счет, и, впоследствии, именно за счет них и производится капитальный ремонт и замена лифтовых механизмов.
Если жильцы не являются собственниками жилых помещений, а пользуются ими по договору социального найма, то средства выделяются исключительно из местного бюджета.
В том случае, если накопившихся средств не хватает на проведение мероприятий в необходимом объеме, то может быть предложен кредит. Региональные операторы имеют право позаимствовать средства со счета других домов с последующим их возвратом.
Взносы на содержание лифтов – немаловажные затраты, не только позволяющие постоянно содержать механизмы в надлежащем состоянии, но и гарантирующие своевременную их замену.
В каком случае производится замена лифта?
Чаще всего вопрос замены подъемных устройств в жилых домах возникает после 20-25 лет их службы. Следует посмотреть техническую документацию от производителя комплекта оборудования и уточнить максимальные сроки службы. Вердикт о замене выносят специалисты после проведения диагностики. Если же ремонт проводится за средства жильцов, такое решение может принять собрание владельцев квартир.
Основные поводы для смены техники следующие:
- превышен срок службы лифта в многоквартирном доме;
- устройство постоянно выходит из строя, на устранение поломок приходится выделять крупные суммы денег;
- отсутствует должная безопасность в эксплуатации лифтового оборудования, не работают важные системы;
- специалисты определили неполадки, которые не подлежат ремонту;
- после тестирования мастер рекомендовал заменить механизмы по причине снижения их надежности.
Процедура замены или ремонта зависит от того, кто ответственен за лифтовое хозяйство в конкретном доме. Сегодня есть несколько вариантов ответственности, и для жильцов это полностью меняет процесс заказа необходимых работ. В любом случае для диагностики, восстановления или замены систем следует обратиться только к независимым и опытным специалистам.
Лифты станут безопасными
Президент Владимир Путин 23 апреля подписал закон, в соответствии с которым организации лифтового хозяйства обязаны уведомлять Ростехнадзор о начале своей деятельности. Следующим шагом будет введение в КоАП новой статьи о наказании за нарушение правил эксплуатации лифтов. Соответствующий законопроект Госдума рассмотрит в мае.
Ездить в лифте небезопасно
В России около тысячи организаций лифтового хозяйства и 440 тысяч лифтов, из которых 130 тысяч выработали свой ресурс. По словам вице-президента Национального лифтового хозяйства Алексея Захарова
, сегодня нормы по обслуживанию лифтов не слишком строги, и результат этого — большое количество аварий и жертв. В 2013 году лифты были исключены из категории опасных производственных объектов, в итоге статистика несчастных случаев резко возросла. В среднем из-за аварий в лифтах гибнет в среднем 50 человек в год.
Читайте по теме
Безопасность лифтов возьмут под госконтроль
23 апреля 2020 года в Саратове лифт подъезда сорвался и пролетел вместе с пассажиром в свободном падении шесть этажей. Житель дома, который находился в лифте, не пострадал. Мужчина сообщил, что ранее жильцы неоднократно обращались в Следственный комитет, прокуратуру и Госжилинспекцию с жалобами на неисправный лифт. В итоге он был отремонтирован и запущен в эксплуатацию, но на следующий же день снова сломался и сорвался в шахту.
В прошлом году механика насмерть раздавило лифтом в одном из домов Московской области. Он ремонтировал двери устройства, но забыл отключить сам подъёмник. Двери внезапно захлопнулись и лифт пришел в движение. При строительстве жилого комплекса «Сердце столицы» при падении лифта из-за обрыва троса погибли пять строителей. В 2020 году коляску с младенцем зажало дверями лифта, когда родители пытались войти в него. Мать ребёнка была в лифте, а отец на площадке. Лифт начал движение вниз и раздавил коляску. Спасти ребёнка не удалось.
В 2020 году произошло 70 аварий, в результате погибли 24 человека и 25 получили тяжёлые травмы. В том числе в жилом комплексе «Алые паруса» погибла дочь телеведущего Евгения Кочергина
, и этот случай высветил проблему аварий в лифтовом хозяйстве.
За нарушения правил эксплуатации лифтов введут штраф
В январе 2020 года Правительство внесло в Госдуму законопроект, дополняющий Кодекс об административных правонарушениях новой статьёй, предусматривающей ответственность для организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных объектов за нарушение Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, движущихся пешеходных дорожек и эскалаторов. Исключение составляют эскалаторы в метрополитенах.
Пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались, и чтобы люди не застревали и не падали в шахты.
Сами правила были утверждены в июне 2020 года. Они устанавливают меры по безопасному использованию и содержанию лифтов и эскалаторов, порядок их учёта, требования к проведению работ по их монтажу, демонтажу, обслуживанию и ремонту. Установлено, что в каждой управляющей компании должен быть специалист, разбирающийся в лифтовом оборудовании. А механики, которые будут заниматься непосредственным ремонтом лифтов, смогут приступить к своей работе, только если они получили профильное образование и сдали квалификационный экзамен.
Законопроект, разработанный правительством, вводит за нарушение правил административные штрафы. Должностные лица заплатят от двух до пяти тысяч рублей, а юридические лица — от 20 до 40 тысяч рублей. Если нарушение создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии, то предлагается ввести штраф для граждан от трёх до пяти тысяч рублей, а для должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей с дисквалификацией на срок от одного года до полутора лет. Юридическим лицам придётся заплатить штраф от 300 до 350 тысяч рублей. Им также грозит административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что под гражданами понимаются физлица, в том числе выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, а также их ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифтов.
Читайте по теме В пожарном порядке
Предлагается также ввести аналогичную ответственность для должных и юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение предписания Ростехнадзора в области эксплуатации лифтового хозяйства. Сейчас ответственность за нарушения правил эксплуатации лифтов для граждан, должностных лиц и юрлиц отсутствует.
Депутаты поддерживают законопроект, так как сейчас ответственность за нарушения правил эксплуатации лифтов очень расплывчатая. «Вертикальный транспорт — это такой же объект повышенной опасности, как и автомобили, — сказала «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская
. — Происходит множество несчастных случаев, в том числе и с гибелью людей. Конечно, нужно прописывать в законодательстве ответственность». По её словам, на этот случай не годятся нечёткие и расплывчатые положения, которые существуют сейчас.
Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов
поддерживает введение административных наказаний, но считает, что параллельно нужно принять программу реконструкции лифтового хозяйства в России и поддержки отечественных . — Надо понять, что лифтовое хозяйство пришло в упадок не само по себе, это серьёзный просчёт самого Правительства»
Ростехнадзор сможет контролировать организации лифтового хозяйства
Если лифты находятся в жилом доме, за них отвечает управляющая организация. Она заключает договор с подрядчиками, которые должны осуществлять техническое обслуживание, а также договор с аварийной службой, которая приедет в случае поломки лифта. Сейчас действует такая схема, при которой компания, выигравшая в ходе конкурса, устанавливает лифт, и только если он сломается, или произойдёт несчастный случай, то компанию проверят. Организации проверяют по факту каких-то аварийных ситуаций, жалоб граждан. В отрасли действует саморегулирование, в частности, работает Национальный лифтовый союз. Но всё же, если дело касается безопасности, одного саморегулирования мало.
Законопроект позволит осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов.
23 апреля Президент Владимир Путин подписал закон, вступающий в силу с 1 сентября 2020 года и обязывающий организации лифтового хозяйства направлять уведомление о начале своей деятельности в Ростехнадзор. До этого от предприятий, занимающихся указанной деятельностью, подобного уведомления не требовалось.
По словам замминистра руководителя Федеральной службы по экологическому и технологическому и атомному надзору Александра Рыбаса
, закон подготовлен в развитие уже принятых решений, направленных на повышение безопасности лифтов. Документ коснётся тех организаций, которые осуществляют монтаж, демонтаж, эксплуатацию лифтов, подъёмных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов.
Чиновник констатировал, что сейчас учёт таких организаций не ведётся, так что контролировать их деятельность невозможно. Если же они будут уведомлять надзорные органы, то государство сможет осуществлять надзор за их работой. «Законопроект позволит осуществлять мониторинг и контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов», — сказал первый зампред Комитета Госдумы по экономполитике и промышленности Владимир Гутенёв
. Депутат отметил, что в 2020 году снизилось количество смертей от аварий из-за неисправностей лифтов. Но при этом 27 процентов лифтов в России опасны в эксплуатации, так как они старше 25 лет. По словам Гутенёва, закон решает вопрос контроля над лифтовыми организациями без существенной нагрузки на должностных лиц надзорных органов.
Председатель Общественной организации по защите прав потребителей Олег Павлов
уверен, что после вступления закона в силу мошенников в отрасли станет меньше. «Как показывает практика, любые ограничения и дополнительные требования легко выполняются компаниями, которые хорошо себя чувствуют на рынке и исполняют все уже имеющиеся требования безопасности», — сообщил он.
Как показывает практика, любые ограничения и дополнительные требования легко выполняются компаниями, которые хорошо себя чувствуют на рынке и исполняют все уже имеющиеся требования безопасности.
Закон, подписанный президентом, позволит проводить плановые проверки лифтовых организаций. Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов
ранее заявил «Парламентской газете», что проверки можно проводить и внепланово: чем больше их будет, тем лучше, ведь от технического состояния лифта зависит комфорт и безопасность граждан. «Использование лифтов должно происходить в соответствии с техникой безопасности, с одной стороны, и постоянным контролем за его состоянием, с другой стороны, — подчеркнул депутат. — Так что пусть проверяют хоть каждый день, чтобы лифты не ломались, и чтобы люди не застревали и не падали в шахты».
Типы лифтов в жилых домах
Рассматривая типы лифтов в жилых домах, нужно отметить, что по функциональности, конструктивному и визуальному исполнению для них практически нет ограничений. Они могут быть электрическими или гидравлическими, с шахтами закрытого или открытого типа, с верхней или нижней подвеской, панорамными и других типов. При этом выделяют три основные группы оборудования данного класса:
- Грузовые лифты. Эта категория предназначена для подъема/спуска тяжелых грузов, масса которых может достигать нескольких тонн. При этом они могут также выполнять функции пассажирских подъемников. Точные характеристики и размеры лифтов грузового типа в жилых домах зависят от требований, предъявляемых к данному оборудованию, и условий его применения.
- Пассажирские лифты. Компактные установки рассчитаны исключительно на транспортировку пассажиров. Они не предназначены для перевозки легко воспламеняемых или взрывоопасных предметов, а также тяжеловесных грузов. Как правило, их подъемная масса ограничена несколькими сотнями килограммов.
- Грузопассажирские лифты представляют собой универсальные решения, в которых сочетаются функции и возможности двух предыдущих групп.