Чтобы все прошло гладко. Кто и как убирает ямы на сосновоборских дорогах

Проект производства работ на устройство автомобильных дорог – документ, в котором кратко и емко описаны основные требования организации и безопасности этого вида деятельности. ППР разрабатывают на основании проекта организации строительства (ПОС) и/или рабочей документации на дорожные работы. Это два основных документа, которые необходимы для начала строительных работ на объекте.

В эталоне ППР полностью расписывается план действий по осуществлению устройства или ремонта автодороги, а также требования к организации самого процесса. Цель разработки такого документа – оптимизировать строительно-монтажные работы. Благодаря проекту производства работ удается определить наиболее эффективные методы строительства, которые:

  • снижают трудоемкость работ;
  • уменьшают их себестоимость;
  • рационально используют время, отведенное на работы;
  • увеличивают производительность труда рабочих;
  • унифицируют технологические решения;
  • улучшают качество работ;
  • повышают эффективность использования техники.

Так же документ регламентирует и облагораживание рабочего пространства. Это необходимо, чтобы исключить травмы или другие возможные повреждения в процессе строительства, и обеспечить сохранность окружающей среды. В ППР на устройство автомобильных дорог прописывают и возможные риски, в связи с которыми могут быть продлены сроки работ.

Кто и на какие виды работ разрабатывает ППР

Разработку ведут на весь объем работ по строительству автомобильной дороги. Этим занимаются производственные подразделения генеральных подрядных организаций, но они могут заказать эту услугу в организации, которая специализируется на такой документации, какими являемся мы. Если ППР не будет, то строительство приостановят, а это влечет за собой финансовые издержки. Все виды работ по строительству автодорог делятся на три основные группы:

  • Заготовительные. Это подготовка и хранение материалов и деталей, которые были изготовлены предприятиями стройиндустрии.
  • Транспортные. Это перевозка материалов и деталей на заводы, склады или промежуточные базы.
  • Строительно-монтажные. Это мероприятия, непосредственно связанные с возведением поперечного профиля автодороги, укладкой асфальта и дальнейшим обустройством трассы.

Основные виды работ на устройство дорог

В зависимости от вида выполняемых работ, бывает нескольких видов проекта производства работ на:

  • зимнее содержание автодороги;
  • укладку дорожных плит для временных дорог;
  • реконструкцию автомобильной дороги;
  • установку дорожных знаков;
  • устройство временных дорог и подъездов;
  • асфальтирование (укладка асфальтовой смеси на подготовленное основание).

Что еще указывают в ППР

Перечисленные выше виды деятельности входят в категорию «Технология производства работ». Они связаны непосредственно с устройством самого дорожного полотна. Но из общего числа выделяют работы, выполняемые в зимнее время. Относительно их проведения описывают специальные указания. ППР на строительство автодорог должно отражать еще несколько моментов:

  • В каких условиях производятся работы. Здесь указывают, строится ли новая дорога или происходит ремонт существующего покрытия.
  • Требования безопасности на объекте строительства.
  • Состав звеньев, выполняющих те или иные работы на каждом участке.
  • Рекомендации и условия применения материалов.

Основные типы технологических комплексов в ППР на автомобильные дороги

ППР на отдельные виды деятельности могут разрабатываться субподрядными организациями, если они занимаются этими работами: монтажными, общестроительными или специальными. Здесь создание проекта тоже может передаваться специализированным организациям. В целом ППР разрабатывают для следующих типов работ:

  • подготовительных;
  • устройства земляного полотна;
  • возведения насыпи;
  • разработки выемки;
  • уплотнения отсыпанных грунтов;
  • отделки земляного полотна;
  • укрепления откосов;
  • устройства дорожной одежды, пересечений и примыканий.

При необходимости в ППР на строительство автодорог описывают обустройство трассы, мероприятия по рекультивации земель и монтажу малых искусственных сооружений,. Каждый из перечисленных этапов включает еще несколько работ.

Подготовительные работы

Начинаются после утверждения полосы отвода и ведутся практически постоянно, поскольку строительство чаще происходит поточным методом по захваткам, делянкам или монтажным участкам. Закончив процесс на одном участке, необходимо начинать сразу подготавливать другой. Часто это происходит одновременно, чтобы уменьшить время строительства. Состав технологических комплексов для подготовительного этапа тоже указывается в ППР на дорожное строительство:

  • создание геодезической основы;
  • предварительная и окончательная разбивка трассы;
  • временное водопонижение, водоотведение;
  • снос зданий и сооружений в зоне отвода;
  • вынос инженерных сетей;
  • создание объездов и временных автодорог, карьеров и резервов.

Сооружение земляного полотна и возведение насыпей в ППР

Основной конструктивный элемент любой автодороги – земляное полотно. По этой причине организация и процесс его сооружения относятся к категории самых важных вопросов. Основные технологические комплексы при устройстве земляного полотна:

  • разбивка элементов автодороги;
  • подготовка основания;
  • возведение насыпей и разработка выемок;
  • укрепление откосов.

На следующем этапе происходит возведений насыпей. Это последовательная укладка и уплотнение грунта, который был разработан ранее. Такой комплекс отражают в технологической карте. В ней указывают следующие моменты:

  • схемы разработки грунта;
  • высотные отметки насыпи;
  • рабочие и холостые ходы машин;
  • проектные и геометрические параметры земляного полотна.

Разработка выемки в составе ППР

В процессе разработки выемки используется спецтехника: экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики и пр. Их бесперебойная работа – основная задача, которую требуется выполнить в процессе составления проекта производства. Если в зоне строительства есть прочные грунты, то дополнительно составляют ТК или ППР на строительство дорог и производство взрывных работ. В остальных случаях разрабатывается технологическая карта, включающая:

  • разработку грунта;
  • погрузку его в автосамосвалы;
  • транспортировку грунта на полигон или временный склад;
  • планировку площадки;
  • разработку откосов;
  • нарезку кюветов.

Отделка земляного полотна и укрепление откосов

Возведенные насыпи и разработанные выемки имеют грубые очертания, извилистые бровки и неровные откосы. Чтобы придать поперечному профилю автодороги проектную форму, необходимы следующие технологические комплексы:

  • укрепление насыпей, выемок и откосов;
  • зачистка выемок до проектных отметок;
  • укрепление дна резервов и канав от выдувания ветром и размыва водой;
  • планировка земляного полотна.

После выполнения этих комплексов переходят к укрепительным работам. Чтобы обеспечить устойчивость земляных откосов, могут разрабатываться ТК на:

  • крепление каменной наброской;
  • засев долголетних трав или укладку ранее снятого слоя почвы;
  • установку сборных железобетонных решетчатых или сплошных блоков-плит;
  • монолитное крепление армированным бетоном;
  • посадку кустарников и деревьев;
  • крепление армированным грунтом, габионами или фашинами.

Устройство дорожной одежды

Иногда технологическая карта на благоустройство автодороги предполагает создание разделительной полосы с посадкой кустарников и деревьев. Ее строительство должно опережать устройство оснований под покрытие, которое включает несколько технологических комплексов:

  • профилировку и подсыпку тела насыпи;
  • обустройство площадок для хранения материалов, временных подъездов;
  • окончательное уплотнение основания;
  • устройство дополнительных слоев;
  • строительство разделительных полос;
  • подготовка «черного основания».

ТК по устройству временных подъездов необходима, поскольку в процессе строительства автодороги приходится перемещать большое количество грунта. Съезды-выезды необходимы и для обеспечения беспрерывного действия техники, которая используется в процессе устройства основания под дорожное полотно.

Ремонт дорог

Практически каждый год, по окончанию зимнего периода, встает острый вопрос о ремонте подъездной дороги к жилому дому. Снег и лед оказывают разрушающее действие на дорожное покрытие, особенно, если оно было уложено не качественно, не по ГОСТу, обнажаются к весне огромные ямы, из-за которых повреждаются автомобили и иногда травмируются люди.

Часто после зимы нужно делать и ремонт тротуаров. Кто отвечает за дороги во дворах и за чьи средства они должны ремонтироваться?

Для ремонта дорог и тротуаров во дворе можно обратиться к муниципальной власти, но она зачастую действует медленно, иногда даже игнорирует обращение. Что делать в таком случае жильцам? Сначала нужно точной выяснить, кто должен ремонтировать дороги во дворах определенных домов:

  1. Если дорога относится к общедомовому имуществу, занимается ремонтом ее Управляющая Компания. Она должна знать границы придомовой территории обслуживаемого МКД, это должно быть указано в техническом паспорте дома.
  2. Если территория городская, не входит в общедолевую собственность жильцов, ответственна за ее ремонт и обслуживание местная городская власть.

Обязанность муниципалитета следить за городским имуществом, в том числе и дорогами, определена Федеральным законом под номером 196 (ст. 12. п. 2).

Для того, чтобы муниципалитет занялся ремонтом своего имущества во дворе дома, то есть дороги, нужно составить заявление, подать его в местные органы власти. Составляется такое коллективное обращение в двух экземплярах, его получение должно быть зарегистрировано. Органы муниципальной власти должны рассмотреть заявление в течение месяца.

ВНИМАНИЕ! При отказе местной власти отремонтировать принадлежащие ей подъездные дороги, ведущие к жилым домам, жильцы имеют право обратиться в суд.

Технологическая карта на благоустройство автомобильных дорог

Разработка технологических карт (ТК) необходима, если выполняются сложные работы или в процессе применяются новые методы. В остальных случаях используют типовые ТТК. Они должны быть привязаны к региональным условиям строительства. Технологическая карта на благоустройство может включать:

  • горизонтальную дорожную разметку;
  • установку сигнальных столбиков и барьерного ограждения;
  • установку дорожных знаков;
  • оснащение светофорами, сетью освещения;
  • монтаж систем автоматизированного управления движением;
  • озеленение, малые архитектурные формы.

Задачей благоустройства является улучшение экологического и санитарного состояния участка. Дополнительно ТК помогает обеспечить безопасность движения как автомобилей, так и пешеходов. Озеленение защищает трассу от снежных заносов и выполняет функцию эстетического оформления.

Правительственная программа

ВНИМАНИЕ! В период с 2020 по 2022 годы действует программа, предусматривающая благоустройство придомовых территорий.

Она позволит улучшить условия проживания в многоквартирном доме, изменить к лучшему облик дворов, создать большое количество детских и спортивных площадок внутри двора.

На реализацию программы правительство выделяет огромную сумму денег, 20 миллиардов. Они разделяются между регионами, а уже на местном уровне руководство будет планировать их дальнейшее целевое использование.

Правительство помогает таким образом жильцам МКД быстро и на современном уровне благоустроить свои дворы, но потом собственникам квартир нужно будет платить за их содержание. Если жильцы многоквартирных домов уже приняли дворы в общедомовое имущество, они и раньше перечисляли средства по графе «обслуживание дома».


Выделение средств по программе подразумевает разработку и региональных программ, в этом процессе уже могут участвовать жильцы.

При разработке муниципальной программы будут выделены те дворы, которые наиболее нуждаются в ремонте и благоустройстве придомовой территории. С 2022 года, по окончанию действия программы, те территории, которые будут отремонтированы, переходят во владение жильцов МКД.

Они должны будут оплачивать их содержание и ремонт. Если понадобится следующий ремонт, на общем собрании собственников МКД утверждается список работ, которые планируется произвести на территории возле дома, владельцы квартир могут внести и свои дополнения, высказать мнение.

Представитель от дома будет следить за теми, кто ремонтирует двор, за качеством всех работ. Жильцы решают, сколько личных средств они готовы потратить на благоустройство.

Технологическая карта на строительство дорожной одежды

В таком документе описывают отдельный вид повторяющихся технологических циклов. ТК содержит меньше информации, чем ППР, но сам выбранный процесс описывается более детально. Так, типовая ТК на строительство дорожной одежды отражает:

  • область применения документа;
  • организацию производства работ;
  • срезку плодородного слоя грунта;
  • подготовку оснований насыпи;
  • устройство подстилающего слоя;
  • калькуляцию трудовых затрат;
  • указания по организации труда.

Типовая технологическая карта может заменять собой ППР на любом объекте, если описанные в ней работы полностью соответствуют выполняемым. Разработку подобной документации нужно доверять только специалистам, поскольку без этих документов строительство запрещено.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: