Формулы расчета платы за коммунальные услуги в отдельной квартире или доме
Для установления размера оплаты горячего и холодного водоснабжения в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, используется формула следующего вида:
Р = t*N*n, где
t – стоимость ставки за ресурс;
N – существующий норматив потребления;
n – количество проживающих.
При наличии в жилом помещении приборов учёта, формула приобретает иной вид:
Р = t*V
Здесь «t» по-прежнему обозначает тарифную ставку.
Вторая составляющая формулы V – это количество потребленного ресурса согласно показаниям счётчика.
При расчёте платы за отопление в домах без счётчиков берется формула
Р = t*N*Sкв, в которой Sкв – это общая площадь квартиры.
Если в доме установлены коллективные приборы учета тепловой энергии, формула становится немного сложнее:
Р = Sкв/ Sд* V* t, «Sд» обозначает суммарную площадь всех квартир данного многоквартирного дома.
Размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета газа:
где:
S — общая площадь i-го жилого помещения;
N газ.о. — норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;
n — количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
N газ.п. — норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;
N газ.в. — норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения;
Т — тариф (цена) на газ, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Перерасчет по предельному индексу – для многих из нас это магические цифры в платежке, согласно которым мы должны заплатить меньше чем реально стоят коммунальные услуги.
Но как понять, правильные ли это цифры, или это хитрые люди из ЖКХ уменьшили плату исключительно по своему усмотрению?
В одних платежках он обозначается как «перерасчет по предельному индексу», в других как «компенсация расходов на оплату коммунальных услуг», но везде смысл один и тот же: предельный индекс устанавливает планку роста платы за коммунальные услуги, и, если коммунальные услуги дорожают быстрее чем это установлено предельным индексом, этот рост компенсирует государство.
Согласно статье 157.1. Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
На практике все довольно просто: сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую вы оплачиваете в текущем месяце, не должна быть выше, чем сумма оплаты за все коммунальные услуги, которую вы заплатили в базовом периоде на размер установленного предельного индекса.
За базовый период принимается декабрь предыдущего календарного года. Предельный индекс измеряется в процентах. Если предельный индекс равен Х%, то сумма оплаты за коммунальные услуги не должна быть больше, чем сумма оплаты за декабрь, увеличенная на Х%.
Если вы живете в одной и той же квартире, у вас постоянное количество проживающих, и каждый месяц вы потребляете приблизительно одинаковый объем коммунальных услуг, то для вас все просто.
Чтобы проверить правильность перерасчета (компенсации) по предельному индексу, вы берете в руки платежку за декабрь предыдущего года, и смотрите, сколько вы заплатили за все коммунальные услуги.
Комм.услуга | Объем | Тариф | Начислено | Сумма | Перерасчет | К оплате | |
Холодная вода | куб.м | 3,3 | 13,88 | 45,80 | 1566,27 | 88,71 | 1477,56 |
Холодная вода для ГВС | куб.м | 2,5 | 13,88 | 34,70 | |||
Тепло для ГВС | Гкал | 0,16125 | 1341,34 | 216,29 | |||
Водоотведение | куб.м | 6,8 | 9,92 | 67,45 | |||
Отопление | Гкал | 0,678 | 1341,34 | 909,43 | |||
Электроэнергия | кВт/ч | 220 | 1,33 | 292,60 |
Квитанция 1. Как видно, за декабрь предыдущего года мы заплатили 1477 рублей 56к. Смотрите именно фактическую сумму оплаты.
Потом вы берете эту сумму, и умножаете ее на (100% + Предельный индекс(%))/100%.
Например, в Красноярском крае, во втором полугодии 2020 года установлен предельный индекс 8,9%, поэтому для Красноярского края мы будем умножать на 1,089 (108,9%).
Получившуюся в итоге цифру, мы сравниваем с той, которая написана у нас в платежке за текущий месяц. Например, за август.
Комм.услуга | Объем | Тариф | Начислено | Сумма | Перерасчет | К оплате | |
Холодная вода | куб.м | 3,3 | 15,56 | 51,35 | 2011,8 | 402,73 | 1609,06 |
Холодная вода для ГВС | куб.м | 2,5 | 15,56 | 38,9 | |||
Тепло для ГВС | Гкал | 0,16125 | 1448,35 | 233,57 | |||
Водоотведение | куб.м | 6,8 | 9,97 | 67,80 | |||
Отопление | Гкал | 0,678 | 1448,65 | 982,18 | |||
Электроэнергия | кВт/ч | 220 | 1,45 | 319 |
Квитанция 2. Как видно, сумма оплаты за коммунальные услуги с учетом перерасчета по предельному индексу увеличилась на те самые 8.9%. Если у вас получилось примерно то же самое, то дальше вы можете не читать.
Этот способ проверки правильности перерасчета по предельному индексу верен для 80% собственников. Но опыт работы приемных Народного контроля в ЖКХ показал, что в оставшихся 20% случаев возникают вопросы и проблемы.
Какие это случаи:
1) Изменились нормативы потребления той или иной коммунальной услуги.
2) Изменился объем потребления коммунальных услуг жителями вашей квартиры.
3) Изменилось количество проживающих.
4) Вы переехали на новое место жительства.
5) Вы установили индивидуальные приборы учета.
Чтобы разобраться во всех этих случаях, разберемся как действует механизм ограничения роста платы за коммунальные услуги.
Размер индексов и порядок их применения определяются согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400. Для краткости будем называть его Постановление №400.
В соответствии с пунктом 10 Постановления №400 применение предельных индексов должно обеспечивать рост платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года к размеру платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего года (базовом периоде) не более чем на установленную величину предельного индекса.
То есть, если у нас установлен предельный индекс в 8,9% то рост платы за коммунальные услуги не должен быть выше чем 8,9%, а все что выходит за пределы этого значения, исполнитель коммунальных услуг спрашивает не с собственников, а с государства.
Согласно пункту 5 Постановления №400 при применении и расчете предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие
:
1) изменения набора коммунальных услуг;
2) изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, которое обусловлено изменением объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета коммунальных услуг;
3) изменения объемов предоставления гражданам субсидий, предусмотренных статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, и мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, за исключением мер дополнительной социальной поддержки, направленных на соблюдение установленных предельных индексов;
4) изменения фактических объемов потребления в результате проведения перерасчета размера платы за коммунальные услуги за прошедшие расчетные периоды, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
5) перехода к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов);
6) применения в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам, например, штрафных коэффициентов за не установленные приборы учета;
7) применения дифференцированных по месяцам календарного года нормативов потребления, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
перехода после 1 января 2020 года от применения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года к применению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на период, равный продолжительности отопительного периода.
Важно отметить. При перерасчете учитывается полный комплекс предоставляемых коммунальных услуг
В соответствии с пунктом 2 Постановления №400 структура платы граждан за коммунальные услуги установлена в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом,
размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги согласно предельному индексу рассчитывается исходя из суммы платы за коммунальные услуги, предоставленные гражданину.
От того, как исполнитель коммунальных услуг учитывает все эти особенности и зависит точность перерасчета по предельному индексу.
Разбираем по порядку.
Изменился набор коммунальных услуг.
В этом случае перерасчет делается по тому объему коммунальных услуг, который действовал в декабре предыдущего календарного года (в базовом периоде).
Например, в декабре предыдущего года у вас не было газа, а в течении текущего года он появился. В этом случае берется сумма оплаты за все коммунальные услуги, из нее убирается оплата за газ, и на получившуюся итоговую сумму делается перерасчет.
Обратный пример. В декабре предыдущего года у вас был газ, но сейчас ваша квартира отключена от газоснабжения. В этом случае, при перерасчете не учитывается та плата за газ, которая была в декабре предыдущего гожа (в базовом периоде).
Изменился объем потребления коммунальных услуг определенный по индивидуальным приборам учета или нормативам.
В этом случае, если мы потребили ресурса больше, чем в декабре предыдущего года, то мы получаем перерасчет только за ту часть, которая равна потребленной в том самом декабре предыдущего года.
А если мы потребили ресурса меньше, чем в декабре предыдущего года, то при перерасчете мы уменьшаем сумму оплаты коммунальных услуг в декабре предыдущего периода как будто тогда мы потребили этого коммунального ресурса меньше.
Пример
, в декабре предыдущего года мы потребили вот столько ресурсов и заплатили за них вот столько денег.
Комм.услуга | Объем | Тариф | Начислено | Сумма | Перерасчет | К оплате | |
Холодная вода | куб.м | 3,3 | 13,88 | 45,80 | 1566,27 | 88,71 | 1477,56 |
Холодная вода для ГВС | куб.м | 2,5 | 13,88 | 34,70 | |||
Тепло для ГВС | Гкал | 0,16125 | 1341,34 | 216,29 | |||
Водоотведение | куб.м | 6,8 | 9,92 | 67,45 | |||
Отопление | Гкал | 0,678 | 1341,34 | 909,43 | |||
Электроэнергия | кВт/ч | 220 | 1,33 | 292,60 |
Квитанция 3.
А в текущем месяце мы потребили уже вот столько ресурсов:
Комм.услуга | Объем | Тариф | Начислено | Сумма | Перерасчет | К оплате |
Холодная вода | куб.м | 4,5 | 15,56 | 70,02 | 1609,72 | |
Холодная вода для ГВС | куб.м | 1,5 | 15,56 | 23,34 | ||
Тепло для ГВС | Гкал | 0,09675 | 1448,35 | 140,13 | ||
Водоотведение | куб.м | 6,8 | 9,97 | 67,80 | ||
Отопление | Гкал | 0,678 | 1448,65 | 982,18 | ||
Электроэнергия | кВт/ч | 225 | 1,45 | 326,25 |
Квитанция 4.
Как видно, холодной воды мы потребили на 1,2 куб. метров больше, горячей воды потребили на 1 куб.метр меньше, а водоотведение соответственно увеличилось на 0,2 куб метра, ну и потратили на 5 кВт/ч больше электроэнергии. Из-за этого изменения объема потребления у нас образовалась разница в оплате равная:
разницахвс = 1,2куб.м*15,56р = 18,67р
разницагвс = -1куб.м*15,56+-1куб.м*0,0645Гкал/куб.м*1448,35р = -108,98р
разницаэлектр = 5кВт/ч*1,45р = 7,25р
суммарная разница = -83 р 06 к.
Вот эти -83 рубля 06 копеек и не учитываются при перерасчете по предельному индексу. То есть, при перерасчете мы не учитываем эту разницу в стоимости коммунальных услуг в текущем месяце. Причем, как вы уже заметили, эта разница может быть как положительная, так и отрицательная.
В этом примере, если бы потребление коммунальных услуг было бы на том же уровне, что и в декабре предыдущего года, максимальная стоимость коммунальных услуг была бы равна:
1477 р 56 к * 108,9% = 1609 р 06 к
но как мы расчитали, мы не должны учитывать разницу в -83 рубля 06 копеек, возникшую из за изменения объемов потребления коммунальных услуг. Мы просто прибавляем получившуюся разницу к этому числу:
1609р 06 к + -83р 06к = 1526р
Такова и должна быть сумма, которую мы должны заплатить в текущем месяце за все коммунальные услуги с учетом всех требований постановления №400.
В случае если изменились нормативы потребления или количество проживающих, то поступаем аналогично, только объемы потребления будут равны соответствующим нормативам, помноженным на количество проживающих.
Вы установили индивидуальные приборы учета.
Если в текущем году вами были установлены новые приборы учета, а в декабре предыдущего года вы производили начисление по нормативам, то поступаете также, как и в том случае если изменилось потребление коммунальной услуги. При этом потребление в декабре предыдущего года равно действовавшему тогда нормативу, а потребление в текущем месяце берется согласно показаниям приборов учета.
Переход к расчетам за коммунальные услуги с применением дифференцированных по времени суток (установленным периодам времени) цен (тарифов).
Если мы перешли от одноставочного тарифа по какой-либо коммунальной услуге к тарифу дифференцированному по времени суток, то также как и в предыдущем случае, мы рассчитываем разницу в стоимости коммунальных услуг, возникшую в ходе перехода, и не учитываем ее в стоимости коммунальных услуг за текущий месяц при проведении перерасчета по предельному индексу.
Применение в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций, повышающих коэффициентов к тарифам и нормативам, например, штрафных коэффициентов за не установленные приборы учета.
Если из-за отсутствия приборов учета плата за коммунальные услуги выросла, так как к нормативам потребления коммунальных услуг были применены предельные индексы, то та сумма, на которую увеличилась плата, не учитывается при проведении перерасчета по предельному индексу.
Вы переехали на новое место жительства
Так как в этом случае, у исполнителя коммунальных услуг отсутствуют сведения о том, какова была для вас сумма оплаты за коммунальные услуги в предыдущем месте жительства, Федеральная служба по тарифам рекомендует при проведении перерасчета использовать сведения из платежного документа предыдущего собственника квартиры за декабрь предыдущего года.
В случае же, если речь идет о новостройке, рекомендации ФСТ нам не известны. В таком случае мы рекомендуем предоставить исполнителю коммунальных услуг ваши платежные документы с предыдущего места жительства за декабрь предыдущего года.
А если мы платим за коммунальные услуги не в УК или ТСЖ, а напрямую в ресурсоснабжающие организации?
В этом случае, перерасчет по предельному индексу делает поставщик той коммунальной услуги, удельная доля которой в общей сумме оплаты за коммунальные услуги максимальная. При этом необходимо предоставить этому поставщику сведения о стоимости всех коммунальных услуг.
Дмитрий Иванов специально для нкжкх.рф. Если у вас остались какие то вопросы, задавайте их в комментариях.
Ограничения предоставления коммунальных услуг
Ограничение предоставления коммунальных услуг – это ситуация, при которой исполнитель временно уменьшает объём коммунального ресурса для потребителя или вводит график предоставления КУ на сутки.
Ограничение предоставления КУ не стоит путать с приостановлением, когда исполнитель КУ прекращает подачу ресурса потребителю.
Если причиной для ограничения или приостановления поставки для нежилого помещения стала задолженность по договору с РСО или отсутствие такого договора, то:
- РСО подаёт лицу, отвечающему за содержание внутридомовых инженерных систем, заявление;
- этот специалист ограничивает или временно останавливает поставку КУ потребителю.
Так происходит, если оборудование потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям. РСО работают по другому сценарию, если оборудование потребителя соединяется с централизованными сетями инженерно-технического обеспечения до ввода в МКД.
Бывает, потребители не полностью оплачивают поставленные коммунальные услуги. В таком случае исполнитель КУ отправляет должнику письменное уведомление. В уведомлении он сообщает, что если должник за 20 дней со дня доставки письма не внесёт оставшуюся сумму, то ему ограничат, а затем и приостановят поставку коммунальной услуги.
Уведомление нужно вручить должнику лично под расписку или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении. Ещё несколько вариантов:
- включить уведомление в квитанцию,
- передать сообщение по сети подвижной радиотелефонной связи,
- позвонить и записать разговор,
- отправить электронное письмо,
- отправить сообщение через личный кабинет в ГИС ЖКХ,
- разместить предупреждение на своём сайте,
- отправить голосовую информацию по сети фиксированной телефонной связи.
После погашения долга поставку КУ исполнитель возобновляет за два дня. Все расходы исполнителя возмещает потребитель, которому ограничивали или приостанавливали поставку коммунальных услуг.
Меры УК по воздействию на должников ЖКУ
178940
Что включают общедомовые нужды?
Платежи за квартиру включают все потребляемые коммунальные ресурсы.
В довесок потребитель обязан платить за следующие траты управляющей кампании:
- Вода — в квитке ставятся две графы, учитывающие отдельно собственные затраты и объемы на мытье полов, полив растений в летнее время, технологические нужды на сантехнические работы;
- Счетчик отопления часто включается в расчет на коммунальные услуги, но этот пункт вызывает спорные ситуации. Потребители обязаны платить за отапливаемый чердак или подвал, но что делать, когда там размещены магазины или сторонние организации? Этим вопросом теперь занимаются юристы, а нововведения дают шанс управляющим компаниям списывать чужие расходы на жильцов;
- Свет — самая излюбленная графа квитанции на коммунальные услуги. Часто там образуются неправдоподобные показатели, не имеющие с реальными расходами ничего общего. Расчет общедомовых нужд заведомо завышен, но его объемы жильцы могут ограничить на общем собрании потребителей.
Квитанции потребителя содержат суммы на капитальный ремонт жилья. Они рассчитываются по общей квадратуре собственника помещения.
Вынужденная мера значительно повысила плату за коммунальные услуги.
Субсидия на коммунальные платежи
Субсидия на оплату ЖКХ является своего рода послаблением для отдельной категории граждан. Она положена:
- Инвалидам.
- Ветеранам ВОВ.
- Многодетным семьям.
- Тем, чьи затраты ЖКХ превышают 20% от общей суммы доходов и др.
Отдельными региональными актами в данный перечень могут быть внесены и иные категории лиц. Получить субсидию можно обратившись в любое отделение многофункционального центра, собрав при этом необходимые документы.
Таким образом, с января 2020 года были внесены изменения, касающиеся порядка и правил расчета и взыскания пени за неоплату КУ. Рассчитать и установить примерную сумму штрафных санкций можно воспользовавшись онлайн калькулятором, указав там необходимые параметры.
Информация по порядку обращения:
— по размеру установленных тарифов, раскрытию информации регулируемыми организациями и иным вопросам государственного регулирования, контроля (надзора) в сфере регулируемых цен (тарифов) следует обращаться в Комитет по ценам и тарифам Московской области тел., факс, электронная почта ;
— по размеру нормативов коммунальных услуг следует обращаться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области тел., факс, электронная почта ;
— по порядку расчета платы за коммунальные услуги и иным вопросам государственного жилищного контроля (надзора) следует обращаться в Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» тел. +7, электронная почта
Инструкция по использованию «Калькулятора коммунальных платежей для граждан РФ»