Необоснованного роста тарифов ЖКХ в этом году допустить нельзя (ВИДЕО)

  • Фейсбук
  • Твитер

Каждого жителя нашей страны волнует тема повышения тарифов ЖКХ в 2020 году. Правительством разработан план развития ЖКХ, основной целью которого, является повышение качества коммунальных услуг населению.

Отразится ли это на нас с Вами? Какие сюрпризы ожидают в 2020 году от служб жилищно-коммунального хозяйства? Давайте разбираться.

Закон

По действующему жилищному законодательству, тарифы на 1 января 2020 года не могут превышать тарифы 31 декабря 2020 года. Это обусловлено Постановлением президента РФ о том, что тарифы на ЖКХ не должны увеличиваться быстрее прошлогодней инфляции.


Закон о повышении тарифов ЖКХ на 2020 год принимался в 2020 году поэтому, учитывается инфляция 2020 года. По данным Росстата в 2020 году она составила 4%.

Но, в рамках закона, местные региональные власти, могут увеличить или уменьшить ставку.

Еще одно новшество, которое нас ожидает – законопроект о «единой квитанции», предусматривает внесение изменений в ст. 155 Жилищного кодекса. В настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.

Законопроект о ЕПД (Единый платежный документ), в котором будет подробная информация на все услуги ЖКХ – что, кому, и сколько должен заплатить гражданин. Такие квитанции будут приходить электронно.

Также, 6 августа 2020 года Правительство РФ разработало переход на новый метод установления тарифов на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение. Цель такого плана – повышение справедливости и прозрачности тарифообразования.

Планируется сделать тарифы лояльными для граждан и достаточными для ресурсо — снабжающих организаций, исходя из рыночных цен и используемых технологий.

Россиянам пообещали снижение тарифов ЖКХ

Изменения в российском законодательстве стали настолько результативными, что помогли избавить миллионы россиян от повышения цен на жилищно-коммунальные услуги, заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. Сейчас, сообщил глава ведомства, тарифы стабилизировались, а в дальнейшем их и вовсе ждет снижение в 90% случаев.

«После того, как по вашему поручению были приняты федеральные законы, (…) которые устранили лазейки законодательства 90-х годов, позволявшие регионам и органам местного самоуправления в общем-то бесконтрольно повышать тарифы выше предельных значений, установленных правительством РФ, мы выявили уже около 100 случаев таких попыток после того, как эти законодательные акты вступили в силу. Мы их пресекли, и собственно миллионы российских граждан не получили повышения этих тарифов уже в этом году только потому, что было принято новое законодательство», — сообщил Артемьев.

Кроме того, он отметил, что в некоторых случаях сегодня тарифы «повышать можно, но только с разрешения правительства и ФАС». «Вакханалия 90-х и 2000-х годов — а только в прошлом году таких превышений было более 800 — она прекращена», — добавил глава антимонопольного ведомства.

Реклама на веке Как разместить

И все же, заявил в интервью «Веку» управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, в позиции ФАС есть некоторое лукавство. По его мнению, данное заявление направлено на то, чтобы сгладить растущий негатив от неминуемого роста тарифов на услуги ЖКХ. Эта отрасль, которая напрямую зависит от большого числа факторов, формирование цен на тепло, свет, водные ресурсы зависит не от от воли и решения контролирующих органов, а лишь от общей экономической ситуации в стране. И поэтому заявления из разряда, что все возможные лазейки для неконтролируемого роста цен сняты, не могут на 100% соответствовать действительности.

«Могу предположить, что скорее это делается для того, чтобы сгладить общественное недовольство, но, к сожалению, скорее всего, с нового года этого вновь не избежать, так как там россияне традиционно находят все новые и новые цифры в платежках и они вполне оправданы – тарифы растут не потому что коммунальщики хотят заработать лишний рубль, их вынуждает это делать рост операционных издержек, в том числе и на оплату труда наемных рабочих, занятых в этой отрасли», – говорит аналитик.

Жарский также добавляет, что, несмотря на высокие тарифы, отрасль ЖКХ в России далека от идеального состояния, и это во многом связано с многомиллионными долгами потребителей услуг – частные домохозяйства и промышленные предприятия, находящиеся в тяжелой финансовой ситуации, доставляют проблемы коммунальщикам, а отключение их от ресурсов – не всегда простая задача. Поэтому как бы ни была трудна система формирования стоимости услуг ЖКХ, совершенно прозрачной это отрасль в нашей стране станет еще не скоро.

Если вести речь о стабилизации тарифов ЖКХ, ФАС имеет в виду, что за первые 2 месяца осени 2020 года цены на них не повысились, объясняет, в свою очередь, руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Однако вряд ли в этом есть решающая заслуга изменений в законодательстве, заявил он «Веку». Такой же нулевой прирост стоимости ЖКУ наблюдался и в осенние месяцы 2020 года, напоминает эксперт. Дело в том, что тарифы ЖКХ не меняются ежемесячно, как цены в магазинах, а устанавливаются на определенный период. Но в целом за 9 месяцев 2019 года они поднялись на 5,4% к тому же периоду 2020 года

Общий рост потребительских цен составил 4,8%, по данным Росстата, то есть гораздо меньше. Поэтому в действительности нет положения «инфляция минус», то есть установления тарифов ниже прогнозируемого уровня инфляции. Рост стоимости ЖКУ не просто традиционно обгоняет инфляцию, а является одним из основных ее локомотивов. Рост тарифов вынужденно закладывается в общее увеличение цен других товаров и услуг. Как считает Гойхман, действия ФАС лишь немного тормозят удорожание ЖКУ, без чего они росли бы еще быстрее. Почему так происходит? Можно выделить три основные причины.

Так, объясняет аналитик, большинство поставщиков коммунальных . Системы снабжения водой, газом, электричеством, обогрев, канализация – технически сложные, дорогостоящие. Нет возможности дублировать их, дабы развивать конкуренцию. Наличие одного эксплуатанта сетей в данной сфере действительно объективно оправдано. Но это создает возможность для монопольно высоких цен. Кроме того, суть самих услуг такова, что люди не могут отказаться от них, это жизненно необходимая сфера. Именно поэтому здесь работает то, что в экономике называется «малая эластичность спроса». Это означает, что при повышении цен потребитель не может сократить спрос. В сочетании с «естественными монополиями» велик соблазн поставщикам повышать цены.

Ну, и, добавляет Гойхман, подобное положение из общего соблазна превращается в реальную практику из-за запутанности и закрытости формирования цен поставщиками. В них включаются покрытие всех затрат, в том числе совершенно необоснованных, таких, как потери ресурсов, злоупотребления в искусственном наращивании расходов и пр. С этим призваны бороться территориальные комиссии по регулированию тарифов. Но они действуют под эгидой местной администрации. А в руководстве эксплуатирующих организаций, по выражению Артемьева, «как правило… работает сынуля какого-нибудь губернатора или высокопоставленного чиновника». Поэтому провести высокие тарифы через такие комиссии позволяет административный ресурс.

Подобное сочетание факторов практически с неизбежностью приводит к завышенным ценам на ЖКУ, констатирует Гойхман. При существующей системе их формирования и замкнутости не приходится говорить о торможении тарифов. Они устанавливаются на региональном уровне, и на нем нет заинтересованности в уменьшении цен. Во многом поэтому и на 2020 год официально планируется не снижение, а новое повышение тарифов ЖКХ, причем снова с темпами выше прогнозируемой потребительской инфляции в 4%. От этого обычные жители переплачивают за ЖКУ или накапливают задолженность, поскольку реальные доходы отстают от тарифов ЖКХ.

Вообще надо понимать, что за последние 5 лет в среднем по России тарифы ЖКХ выросли в два раза, напомнил «Веку» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Тарифы ежегодно индексируются, задолженность населения растет, увеличивается доля изношенных коммуникаций (по разным оценкам, ветхими признаны 70-80% коммунальных сетей по стране). Растет количество аварий (на 1 км сетей в среднем в год приходится 1,8-2,4 аварии в год). Долги граждан за коммунальные услуги достигли 1,5 трлн. рублей (5% граждан страны имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг). Только за 9 месяцев этого года цены на коммунальные услуги в среднем по стране выросли на 5,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

И хотя антимонопольная служба говорит о том, что тарифы рассчитываются по принципу «минус инфляция», в реальности рост стоимости жилищно-коммунальных услуг не обгоняет инфляцию, а является одной из ее причин. Действия ФАС всего лишь сдерживают рост цен на ЖКУ, но не более, уверен эксперт.

Тут нужно еще понимать, что такое жилищно-коммунальное хозяйство, говорит Сигал. Это очень дорогостоящие системы с низкой эластичностью спроса, как уже говорилось выше. То есть население несмотря на рост тарифов вынуждено все равно по ним платить, ведь нельзя отказаться ни от воды, ни от тепла в доме. Чем пользуются компании-монополисты. Плюс абсолютная непрозрачность в формировании тарифов – откуда и что берется. С января 2020 года ожидается очередное повышение тарифов на 4%. А реальные доходы граждан не растут с такой скоростью.

Весной этого года Артемьев заявил, что граждане нашей страны переплачивают до 100% стоимости коммунальных услуг. Такая ситуация сложилась, по его словам, из-за того, что регулированием тарифов занимаются региональные власти без должного контроля. Здесь, наверное, будет большой объем работы для Антимонопольной службы.

Есть и реальные примеры снижения коммунальных тарифов у нас в стране. Этим летом власти Санкт-Петербурга добились того, что прирост тарифов удалось снизить в 10 раз по сравнению с запланированным. Это было сделано за счет оптимизации расходов поставляющих организаций и снижения сбытовой надбавки.

Недавно также были изменены правила расчета на вывоз мусора: из базы расчета мусорного тарифа убрали налог на прибыль и плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это позволит снизить нагрузку на потребителей уже в ближайшее время. Вопрос тарифов ЖКХ очень непростой и разноплановый, считает Сигал. Проблемы, копившиеся годами и десятилетиями, одними яркими высказываниями не решить. Но пообещать можно.

Льготы

Наше государство поддерживает и помогает социально незащищенным гражданам и тем, кто этого заслуживает.


Помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг, одна из основных льгот, предоставляемых правительством.

Второй вид аналогичной помощи – субсидирование.

Установлен перечень граждан, которым федеральный и местный бюджет предоставляет льготы по оплате ЖКУ:

  • Герои Советского Союза и России
  • Инвалиды, ветераны ВОВ и их близкие родственники
  • Инвалиды всех групп
  • Дети-инвалиды
  • Пострадавшие от радиации на АЭС
  • Многодетные и малоимущие семьи

Скидка предоставляется за канализацию, электричество, отопление и газ.

Льготы распространяются на всех членов семьи, проживающих вместе со льготником на одно жилое помещение, и составляют 50%. Остальную половину оплачивает бюджет.

Перечень работ и услуг обязателен

Разделом 3 Стандарта управления предусмотрена обязанность управляющих предоставлять собственникам проект перечня услуг и работ для утверждения его собственниками.

Также в целях подтверждения необходимости оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных проектом перечня услуг и работ, управляющая организация, товарищество или кооператив по требованию собственников помещений в многоквартирном доме обязаны представить акт обследования технического состояния многоквартирного дома, а также иные документы, содержащие сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях), и при необходимости — заключения экспертных организаций.

В итоге если управляющая предоставила вам расчет без указания конкретных работ, то запрашиваем проект перечня работ и услуг, а также акты осмотра, из которых будет явствовать необходимость выполнения тех или иных работ, наличия дефектов общего имущества и т.д.

Будет полезна статья: Взыскание задолженности за услуги ЖКХ в солидарном порядке: почему выгодно управляющей, в чем суть

Изменение стоимости жилищных услуг в Москве и области 2020

Основной документ, устанавливающий тарифы в г. Москве на ЖКУ – Постановление Правительства № 848 – ПП от 13.12.2016г. (в редакции от 08.04.2019г.).

Согласно расчетам, в Москве, рост платежей по коммунальным услугам, увеличится, в среднем, на 53 рубля на каждого человека. Сюда входит газ, электричество, водоснабжение. Тарифы на ЖКУ в столице России гораздо ниже других крупных мегаполисов мира. Но намного выше региональных расценок.

Однако, в Москве более 2,5 миллиона человек пользуются субсидиями и льготами по оплате ЖКХ.

В Московской области индексация тарифов будет увеличена предположительно на 3%.

Тариф «Мосэнергосбыт»

Увеличение стоимости услуг за электроэнергию в Москве произойдет не раньше 1 июля 2020 года. По прогнозам аналитиков, повышение ожидается от 3 до 3,3%.

При едином тарифе начисление будет проходить из расчета 3,89 руб. за кВт/ч.

Двухтарифный размер такой:

  • Дневное время – 4,47 руб. кВт/ч
  • Ночное время – 1,68 руб. кВТ/ч

Для разных категорий жителей столицы предусмотрены разные тарифы. Также при начислении оплаты учитывается вид плит, установленных в доме (газовое или электрооборудование) и проживание в городской или сельской местности.

Цена за 1 куб.м. газа для населения

Индексация цен на газ в 2020 году для всех категорий потребителей, в том числе и населения страны, составит 3% ежегодно с 2020 по 2024 год.

Тарифы на услуги газоснабжения до 30 июня 2020 года следующие:

При отсутствии счетчика:

  • При наличии газовой плиты и центрального отопления – 8,30 руб. куб.м.
  • При газовой плите и газового водонагревателя (отсутствие центрального отопления и горячего водоснабжения) – 8,30 руб. куб.м.

Дома с отоплением от газовых нагревателей – 7,60 руб. куб. м.

Стоимость воды

Тарифы на питьевую воду (водоснабжение), водоотведение для населения следующие:

С 01.01.2020 г. По 30.06.2020 г.:

  • Питьевая вода – 32,22 р. куб.м.
  • Хозяйственное водоотведение – 45,53 руб. куб.м.
  • Водоотведение поверхностных сточных вод – 35,42 руб. куб.м.
  • С 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г.
  • Питьевая вода – 31,55 руб. куб.м.
  • Канализация – 47,36 руб. куб. м.
  • Сточные воды – 35,42 руб. куб.м.

Налог на добавленную стоимость в тариф не включен.

Тарифы на вывоз мусора

С января 2020 года вывоз мусора считается коммунальной услугой. И на нее, как и на все остальные распространяются все льготы. Плату за мусор теперь рассчитывают от количества жильцов.

Решение по тарифам принимают региональные власти на местах. В среднем, оплата по России повысится на 12%. Платежи возрастут на 30 рублей с каждого.

При утверждении новых тарифов — управляющие обязаны обосновывать тарифы

При утверждении новых тарифов управляющие должны соблюсти процедуру уведомления с предоставлением расчета и экономического обоснования — об этом я писал в статье ранее.

Речь идет о тарифа за услуги и работы управляющих (например — строка «содержание жилья»), а не о коммунальных тарифах.

Но все было бы хорошо, если бы законодатель предусмотрел о том, как должен выглядеть расчет и экономическое обоснование.

Управляющая обязана перед собранием за 30 дней предоставить собственникам расчет (смету) по новому тарифу, которые предлагает организация. Требований к содержанию расчета в законе отсутствуют, поэтому по сути это может быть таблица с указанием вида работы и его стоимости в предлагаемом тарифе.

Обязана ли управляющая детализировать перечень работ и услуг, тоже вопрос прямо не урегулирован. Но на этот случай следует обратиться к стандарту управления (Постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).

Региональное повышение цен

С 1 января 2020 года индивидуальные индексы роста тарифов в регионах составляют 3-3,8% от стоимости с 01.07.2019г. по 31.12.2019г.


Чтобы понять, сколько придется платить за январь 2020 года, надо посмотреть платежку за декабрь 2020 г. и прибавить к этой сумме 3%.

Однако, установленный индекс для регионов является максимальным. Местные власти вправе увеличить или уменьшить размер оплаты коммунальных услуг.

Самый низкий индекс повышения в Республике Адыгея, Башкортостане, в Пермском крае и еще ряде областей. Всего 41 регион имеет такой «потолок».

Регионы, в которых повышение обычно выше среднего – это Москва, Санкт-Петербург, Дагестан, Московская и Тульская области.

Впервые в Москве введена система оплаты за отопление, водоснабжение и водоотведение сразу на 5 лет – до 2024 года. Индексация будет стабильной, раз в год – 1 июля.

Очередное подорожание

По традиции каждый год 1 июля производится индексация тарифов на коммунальные услуги. По распоряжению правительства, в этом году они возрастут в среднем на 4%.

Сейчас ситуация довольно неординарная. Из-за пандемии коронавируса доходы россиян сильно упали, то есть и настоящие счета оплачивать проблематично, однако отрасль ЖКХ признали наиболее пострадавшей.

Депутаты рассматривали инициативу совсем не повышать тарифы, но это решение многие раскритиковали. Всё дело в том, что в таком случае поставщики услуг не смогут нормально подготовиться к новому отопительному сезону.

Ежегодное повышение цен на коммуналку обусловлено целым рядом факторов:

  • Увеличиваются цены на энергоносители;
  • Повышается зарплата работников жилищно-коммунальной сферы;
  • Наблюдается рост на горюче-смазочные и строительные материалы;
  • Растут цены на обслуживание оборудования.

Помимо этого никто не отменял капитальные ремонты объектов коммунального хозяйства.

Правительство рекомендовало в регионах изменять тарифы на услуги ЖКХ с учётом уровня доходов населения. При этом должны быть разработаны мероприятия, направленные на повышения качества обслуживания потребителей и снижение издержек.

Графика предоставлена «Комсомольской правдой»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: