Недавно был установлен обновленный порядок того, как проводится контроль состава и свойств сточных вод. Основной документ, в котором перечисляются обновления – Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 № 728. Кроме того, данным Постановлением внесены некоторые изменения в отдельные нормативные акты. Без сомнений – это достаточно весомое изменение в экологическом законодательстве, вопросов много.
Актуальным остается вопрос о том, как теперь будет осуществляться контроль сточных вод, направляемых в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), ведь прежние Правила утратили силу. Мы изучили нововведения и в этом материале постараемся уделить внимание основным аспектам данного вопроса.
- Кто контролирует состав и свойства сточных вод?
- Что изменилось в водоотведении в 2020 году?
- Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?
- Периодичность контроля водоотведения
- Штрафы для водопользователей
Расчет водоотведения по нормативу
‘);} //—>
‘);} //—> Водоотведение по нормативу — это количество стоков отводимых потребителем в сеть канализации без установки водяных счетчиков в доме или квартире. Формула расчета водоотведения по нормативу: Р = n * N * T * k, где Р — цена водоотведения в рублях; n — количество проживающих в доме или квартире; N — норматив водоотведения на 1 человека; T — тариф водоотведение в рублях на м3; k — повышающий коэффициент (при наличии). Смотрите также — баланс водопотребления и водоотведения. Быстро выполнить этот экономический (бухгалтерский) расчет можно с помощью нашей онлайн программы. Для этого необходимо в соответствующее поле ввести исходное значение и нажать кнопку.
На этой странице представлен самый простой онлайн калькулятор для расчета водоотведения по нормативу в зависимости от количества проживающих, норматива, тарифа и повышающего коэффициента. Чтобы рассчитать стоимость водоотведения по нормативу необходимо знать тариф, норматив, количество жителей и необходимость применения повышающего коэффициента.
В квитанции ЖКХ помимо прочих включен пункт об оплате отвода воды. В него входит не только канализация, но и та вода, которая утекает в сливные отверстия ванны и раковины. Водоотведение рассчитывается по специальным формулам. Методика расчета зависит от того, есть ли у вас водосчетчики.
Что такое норма на водоотведение
Водопотребления и водоотведения для населения – это взаимосвязанные понятия, которые не могут сосуществовать друг без друга. Но если нормы водопотребления более или менее понятны, то что такое нормы водоотведения? Это среднее суточное количество сточных вод, которое приходится на одного жителя многоквартирного дома. А когда речь идет о предприятии, то рассматриваемая единица рассчитывается уже согласно количеству выработанной продукции.
Водоотведение, по сути, является сбросом воды, с помощью которого удаляются все отходы за пределы населенного пункта, где находится дом. В зависимости от того о каких именно отходах идет речь, они могут быть направлены на очистку в специализированные места. Есть несколько степенней загрязнения воды:
- Условно чистая, то есть отвечает нормативам;
- Требующая очистки.
Для определения нормы водоотведения нужно пересматривать показатели каждые пять лет. Технологии в этой отрасли развиваются довольно быстро, с чем связывают повышенный норматив для тех людей, которые не устанавливают счетчики. Что касается средних нормативов, то можно выделить такие значения:
- от 25 л в сутки до 45 л суточных на одного жителя, если дом не подключен к водоканалу и канализации;
- от 125 л до 160 л на человека, если дом подключен к канализации и водопроводу, но не учитываются расходы на ванну;
- от 160 л до 230 л на человека, если в доме есть ванна, он подключен к водопроводу и канализации;
- от 230 л до 350 л на человека, если к дому ещё и подключено централизованное горячее водоснабжение.
Но это очень условные показатели, которые, как уже говорилось, пересчитываются через каждую пятилетку.
Что такое водоотведение
Существует четкая формулировка этой услуги. Закреплена она в Постановлении Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г. Это комплекс процедур, который нужен для удаления из квартир стоков бытового вида посредством присоединительной сети. Процесс удаления и фильтрации воды имеет несколько стадий. Когда установлен счетчик,показатель рассчитывается на основе использованной воды и регионального тарифа. Платить за водоотведение должен каждый гражданин-потребитель.
Иными словами, водоотведение – это очистка воды и удаление путем слива в канализацию. Слив воды при умывании, после душа или из посудомойки – все это водное отведение.
Водоотведение регулируется на основе следующих документов:
- Закон о водоснабжении и водоотведении (от 07.12.2011 N 416-ФЗ)
- Официальные постановления и распоряжения на местном и региональном уровне;
- Внутренние положения городских водоканалов.
Изменения в законодательстве о водоснабжении и водоотведении
В статье рассмотрим, что поменял Федеральный закон от 29.07.2017 № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступит в силу 01.01.2019; далее — Федеральный закон № 225-ФЗ) в законодательстве о водоснабжении и водоотведении.
Федеральным законом № 225-ФЗ внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
• Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ);
• Федеральный закон от 10.07.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ;
• Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Федеральный закон № 166-ФЗ);
• Водный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ).
Новые понятия
Федеральным законом № 225-ФЗ введены следующие понятия:
• локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации);
• нормативы состава сточных вод — устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации);
• централизованная система водоотведения поселения или городского округа — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
Также из текста Федерального закона № 225-ФЗ следует, что под технологически нормируемыми веществами понимаются вещества, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий (далее — НДТ).
Изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ
Многочисленные изменения в Федеральный закон № 416-ФЗ главным образом связаны с переводом нормативов допустимых сбросов (далее — НДС) для абонентов централизованных систем водоотведения (далее — ЦСВ) в нормативы состава сточных вод.
При этом нормативы состава сточных вод устанавливаются для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нормативы состава сточных вод
На замену природоохранной гл. 5 Федерального закона № 416-ФЗ вводится новая гл. 5.1 «Регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации)».
Так, в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Указанные нормативы устанавливаются для любых объектов абонентов, за исключением:
• жилых домов;
• многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в ЦСВ);
• иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее — Правила).
КСТАТИ
В настоящий момент Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, не разграничивают абонентов по необходимости устанавливать НДС в зависимости от объемов сбрасываемых сточных вод; категории таких абонентов вводит гл. 5 Федерального закона 416-ФЗ, которая с 01.01.2019 утратит силу. Возможно, в этом же ключе будет определена категория объектов абонентов, попадающих под формулировку «иные объекты», кого установление нормативов состава сточных вод не затронет.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения.
В связи этим Правительству Российской Федерации предстоит скорректировать Правила, которые с 01.01.2019 должны будут определять в том числе:
• порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод;
• особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ;
• порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов, порядок уменьшения для абонентов платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случае реализации абонентами планов снижения сбросов.
План снижения сбросов
План снижения сбросов не является нововведением, но теперь он не будет относиться к абонентам, для которых устанавливаются лимиты на сбросы.
Абоненты, допустившие превышение нормативов состава сточных вод 2 и более раза в течение 12 месяцев со дня первого превышения, и абоненты, допустившие однократное превышение нормативов состава сточных вод в 3 и более раза, обязаны в течение 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о таком нарушении разработать план снижения сбросов и утвердить его после согласования с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор (в случае, если объект абонента соответствует критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору), или с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в иных случаях), а также с организацией, осуществляющей водоотведение, и реализовать план снижения сбросов в сроки, предусмотренные этим планом.
Иные абоненты вправе разработать и утвердить план снижения сбросов.
Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования будут установлены Правительством Российской Федерации. Пока лишь только обозначены мероприятия, включаемые в план.
При отсутствии у абонента плана снижения сбросов, разработанного и согласованного в указанный выше срок, или его неисполнении, а также в случае неоднократного (2 раза в течение года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение 15 календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска информирует об этом соответствующий орган госэконадзора. А это является основанием для проверки абонента и привлечения его к ответственности.
Будем надеяться, что принятые сроки согласования в Росприроднадзоре не коснутся планов снижения сбросов и не повлияют на возможность абонента исполнить волю законодателя.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Федеральный закон № 225-ФЗ обременяет абонентов обязанностями по разработке, утверждению и реализации сразу двух планов — плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод (в установленных Правилами случаях).
Плата за сверхнормативные сбросы
Порядок исчисления платы за сверхнормативные сбросы пока остается неизменным (но изменения в существующий порядок могут быть внесены Правилами). При этом традиционно меняется формулировка, касающаяся внесения абонентами платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Так, в отношении загрязняющих веществ, сброшенных в ЦСВ, внесение абонентами платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты не осуществляется.
Плату за сверхнормативные сбросы вносят абоненты организации, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами.
Правила будут устанавливать и другие аспекты взимания платы.
Изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ
Нормирование сбросов объектов ЦСВ поселений или городских округов
Федеральным законом № 225-ФЗ дан в новой редакции еще не вступивший в силу п. 5 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ (уже в более конкретном, а не отсылочном варианте).
Так, для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР) устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений ЦСВ поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.
Помимо этого, ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ будет дополнена п. 5.1, согласно которому для объектов ЦСВ поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них КЭР в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном для объектов I категории.
Пункт 7 ст. 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ также из отсылочного стал конкретным: при невозможности соблюдения технологических нормативов (НДС технологически нормируемых веществ) для объектов ЦСВ поселений или городских округов устанавливаются временно разрешенные сбросы на основе фактических показателей массы сбросов загрязняющих веществ на уровне максимальных значений концентраций за последний календарный год эксплуатации объектов ЦСВ поселений или городских округов (исключая аварийные сбросы).
В результате дополнения п. 2 ст. 44 Федерального закона № 7-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений также должны приниматься меры по обеспечению, в т.ч. с использованием ЦСВ, сбора и очистки дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных, дренажных вод, сток которых осуществляется с территорий поселений.
Программа повышения экологической эффективности, план мероприятий по охране окружающей среды для объектов ЦСВ поселений или городских округов
Напомним, Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» было введено требование о необходимости разработки программ повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и планов мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий).
Федеральным законом № 225-ФЗ конкретизированы нормы еще не вступивших в силу нововведений. Отдельный спектр изменений Федерального закона № 7-ФЗ связан с необходимостью учета новых форм для объектов ЦСВ поселений или городских округов в действующем законодательстве. В соответствующие нормы добавлена необходимость учета или включения в пакет документов, необходимых на период поэтапного достижения нормативов, программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.
Статья 67.1 (вступит в силу 01.01.2019) Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 13: программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, разрабатываются и утверждаются на период поэтапного достижения соответственно технологических нормативов и НДС технологически нормируемых веществ.
Сведения об очистке сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов, информация о программах повышения экологической эффективности, планах мероприятий по охране окружающей среды, об итогах реализации этих программ и планов не реже одного раза в год публикуются органом местного самоуправления в СМИ и размещаются на официальном сайте муниципального образования (в случае отсутствия такого сайта — на сайте субъекта Российской Федерации).
Плата за НВОС за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов. Возмещение вреда окружающей среде
Статья 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ дополнена п. 6.1, который вводит дополнительные коэффициенты при расчете платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели НДТ в сфере очистки сточных вод с использованием ЦСВ поселений или городских округов.
Также определено, что из суммы платы за НВОС при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, вычитаются:
• затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за НВОС в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за НВОС;
• сумма, на которую была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Указанные затраты организаций, эксплуатирующих ЦСВ поселений или городских округов, и сумма, не учтенные при исчислении платы за НВОС в отчетном периоде, учитываются в последующие отчетные периоды, в т.ч. за пределами сроков выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды.
Также Федеральный закон № 7-ФЗ дополнен ст. 78.1 «Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов», в соответствии с которой вред возмещается в полном объеме абонентами ЦСВ, а если причинитель вреда (абонент) не известен — организациями, эксплуатирующими ЦСВ поселений или городских округов.
Отсылка к порядку возмещения вреда, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, позволяет предположить, что вред будет возмещаться организациями, эксплуатирующими ЦСВ, в особом порядке, а не как сейчас — по Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87 (далее — Методика), по которой выставляются сотни миллионов рублей. Этот тезис подтверждается изменениями, вносимыми в ВК РФ.
Изменения в Водный кодекс
В ВК РФ включено требование о соблюдении технологических нормативов.
Также отмечено, что Методика должна учитывать особенности возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через ЦСВ поселений или городских округов, установленные законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Попутно исключен запрет сброса сточных вод в границах рыбоохранных зон.
Изменения в Федеральный закон № 166-ФЗ
Федеральным законом № 225-ФЗ внесено изменение, не относящееся к общей тематике изменений, но очень важное по своей сути.
Так, изменения, вносимые в Федеральный закон № 166-ФЗ, направлены на исправление ныне существующей ситуации, когда любая дренажная канава в промзоне может быть признана объектом рыбохозяйственного значения:
Федеральный закон № 166-ФЗ (в настоящей редакции) | Федеральный закон № 166-ФЗ (в редакции Федерального закона № 225-ФЗ) |
Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения […] 3. К водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы[1] для добычи (вылова) водных биоресурсов. […] | Статья 17. Рыбохозяйственные бассейны и водные объекты рыбохозяйственного значения […] 3. Критерии и порядок отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, порядок определения категорий водных объектов рыбохозяйственного значения устанавливаются Правительством Российской Федерации. […] |
При этом 01.01.2019 утратит силу п. 4 с. 17 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которому категории водных объектов рыбохозяйственного значения и особенности добычи (вылова) водных биоресурсов, обитающих в них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Будем надеяться, нормативный акт, устанавливающий критерии отнесения водного объекта или его части к водным объектам рыбохозяйственного значения, будет адекватно распределять водные объекты на рыбные и нерыбные категории, не приводя к абсурдным ситуациям при использовании предприятием нерыбных объектов или даже нахождении в районе их размещения.
Вывод
Поскольку заявленная дата вступления в силу изменений — 01.01.2019, пока правовых последствий новые нормы не несут. Стоит иметь в виду, что значимые изменения могут возникнуть при приведении Правил в соответствие с Федеральным законом № 225-ФЗ. Однако учитывая, что дата вступления в силу предыдущих изменений несколько раз передвигалась, но так и не наступила, можно не торопиться с обдумыванием того, как соблюсти новые правила. Возможно, они также будут изменены.
[1] Выделено автором.
Как этот пункт отображен в квитанциях
Многие считают, что в отвод водного ресурса входит исключительно слив в систему канализации. В действительности услуга включает вывод водного ресурса после использования и доставка до очистных сооружений, ее фильтрацию и так далее.
Если говорить о ежемесячном отображении потребления, то если вмонтированы ИПУ, пункт называется – ХВС КПУ (холодное водоснабжение) и ГВС КПУ (горячее водоснабжение). Если ИПУ в квартире нет, тогда расчет осуществляется исходя из норм на местном уровне. В чеке это будет отображаться следующим образом:
- ХВС на ОИ МКД – потребление холодной воды в доме;
- ГВС т/н на ОИ МКД – горячая вода (объем);
- ГВС т/э на ОИ МКД – горячая вода (тепло).
Порядок расчета начислений без счетчика
Если прибора учета в квартире нет, все расходы начисляют по среднему тарифу. Тариф принимается по средним нормам потребления, которые всегда выше реальных. Средние тарифы также установлены органами самоуправления.
В расчет принимают квадратуру помещения, наличие ванны, душа и пр. Затем норма на одного человека умножается на количество прописанных граждан, и эта сумма указана в квитанции на оплату.
Узнать тарификацию можно на сайте УК или местных органов самоуправления.
Как посчитать водоотведение по счетчику: формула и пример
Чтобы посчитать водоотведение по счетчику, надо использовать специальную формулу:
СВ = (ГВС + ХВС) х Тв, где
СВ – общая сумма к оплате; ГВС – месячное потребление горячей воды, исходя из показания ИПУ, м3; ХВС — месячное потребление холодной воды по прибору учета, м3; Тв – региональный тариф.
Этот расчет регулирован Правительственным Постановлением «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». Региональный тариф для каждого субъекта РФ индивидуален.
Для примера посчитаем стоимость услуги в Москве. Местный региональный тариф (Тв) равен 21,90 руб/м3. Показатель потребления за месяц по счетчику- 10 кубов холодной воды и 5 кубов горячей. Суммарный показатель расходов горячего и холодного водоснабжения равен 15 м3.
Подставляем в формулу известные значения, получаем:
(5 + 10) х 21,90 = 328,5 рублей.
Такой счет собственник обязан погасить до 20 числа следующего месяца.
Если платеж по водоотводу просрочен, городской водоканал выставит штраф. Если погашение долга будет затягиваться, организация посчитает, что ее права были нарушены. Пени будут начисляться ежедневно.
Для тех, кто не хочет считать водоотведение по счетчикам самостоятельно, существуют специализированные порталы, где нужно только вписать показания. Далее система выведет на экран сумму к оплате.
При любых спорных ситуациях необходимо сразу обращаться в Управляющую компанию за разъяснениями. Например, если после самостоятельного расчета вышло так, что получившаяся сумма меньше, чем посчитанная городским водоканалом. Часто бывали случаи, когда сотрудники УК пользовались невнимательностью добросовестных граждан и вписывали повышенные показания.
Как начисляется плата, если счетчика нет: пример
Когда нет прибора учета, сумма в квитанции вырастает. Таким образом,ежемесячное потребления будет рассчитываться на основании регионального норматива. Не надо объяснять, что государственные нормы существенно превосходят реальное потребление воды.
Расчет производится по формуле:
Региональный норматив * количество прописанных человек в жилом помещении * тариф.
Например, в Москве региональный норматив составляет 11,68 м3 на человека в месяц. Он высчитывается исходя из норматива по горячей воде — 4,745 м3 и холодной – 6,935 м3.
Прописанные граждане – 2.
Региональный тариф водоотведения в Москве составляет 21,90 рублей/м3.
Расчет платы: 11,68 * 2 * 21,90 = 511,584 рублей.
Такую сумму должен будет заплатить собственник, если у него не поставлен ИПУ. После подачи данных центр начисления платежей проверяет правильность рассчитанного показателя и составляет платежное поручение. В новом месяце придет платежка с расчетной суммой.
Нюансы
Необходимо помнить, что владельцы жилой недвижимости в многоквартирных домах платят не только за собственное потребление, а также за общедомовое. Это в том случае, если в доме есть коллективный прибор учета (КПУ). Тогда оплата будет считаться на основании общего показателя каждой квартиры. Если суммарные показания меньше, чем показания потребления всего дома, разница раскидывается между всеми жильцами дома.
Если в многоэтажке нет общедомовых счетчиков, разницу жильцы оплачивать не должны. Это отражено в Постановлении Правительства РФ №334 от 16 апреля 2013 года. Стоит ожидать пересмотра данного распоряжения, потому что это решение внесено на рассмотрение.
Полный текст Постановления можно скачать здесь.
Этим же постановлением Правительство РФ отменяет фиксированный показатель общих нужд дома. Следовательно, в платежке он отражаться не должен. Если это случилось, то собственник имеет полное право подать жалобу на УК и требовать перерасчет. При этом за основу должны быть взяты показания по ИПУ. Однако это только в том случае, если данный пункт не прописан в договоре на обслуживание. Поэтому сначала необходимо изучить заключенный документ.
При оплате жилищно-коммунальных услуг с собственников взимается комиссия в размере 2-3%. Такое постановление Правительство вынесло в 2009 году.
Каждый порядочный собственник оплачивает коммуналку ежемесячно и вправе рассчитывать на качественные услуги. Если, по его мнению, услуги по отводу воды выполняются некачественно или не устраивают жильца, он вправе требовать перерасчета.
Для этого необходимо собрать сопутствующие документы, которые доказывают факт некачественных услуг. Все факты подобного рода необходимо зафиксировать. Если это не сделано, что-либо доказать будет трудно.
Если произошла утечка воды, ответственность несет собственник. По закону именно он отвечает за исправность своего имущества. Однако когда протечка произошла по вине коммунальщиков, то счет за воду оплачивать будет ЖКХ. Особенно когда система исправна или жилье новое. Если платежка пришла без учета этого факта, есть все основания написать жалобу на ЖКХ и требовать перерасчета.
Полезная статья? Оцените и поделитесь с друзьями!
Периодичность контроля водоотведения
Контроль бывает плановым и внеплановым. Давайте рассмотрим его отличия.
Плановый контроль проводится не чаще чем 1 раз в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год. Исключение – абоненты, объекты которых производят сбросы объемом меньше 30 кубометров в сутки в целом (если сточные воды отводятся в канализацию). Периодичность планового контроля в таком случае не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.
Что касается внепланового контроля – он проводится в обязательном порядке в том случае, если:
- Произошла авария, либо ЦСВ или ее элементы вышли из строя;
- При государственном экологическом надзоре были выявлены нарушения и получены предписания об их устранении;
- Водный объект был загрязнен ЦСВ в месте выпуска в него сточных вод.
Как посчитать водоотведение по счетчику и по нормативу водоотведения на человека
Водоотведение включается в квитанцию на оплату ЖКХ в обязательном порядке, что говорит о том, что за данную услугу необходимо платить всем потребителям так же, как и за прочие ресурсы. По своей сути эта услуга заключается в отведении использованной воды из помещений, её очистке и дальнейшей утилизации.
Оплачивать водоотведение обязаны собственники не только квартир, но и некоторые владельцы частных домов. При этом важно понимать, что под водоотведением подразумевается не только канализационная система. В услугу входит слив использованного ресурса, отведение его от жилья, транспортировка, непосредственно утилизация и очистка для повторного использования.
Регулирует систему водоснабжения и водоотведения на сегодняшний день соответствующий закон, принятый 7 декабря 2011 года. В нём отражаются также требования к предоставляемой услуге, правила контроля качества таковой. Помимо данного закона в этом вопросе также следует ссылаться на нормативные акты, которые регулировали его ранее, а именно правительственные постановления, региональные акты, нормативы территориальных организаций поставщиков.
Поскольку речь идёт об отдельной категории коммунальных услуг, потребителям необходимо знать, как считается водоотведение и какие различия между расчётами с наличием и при отсутствии приборов учёта.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
+7 Москва, Московская область Санкт-Петербург, Ленинградская область Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)
Алгоритм действий для физических и юридических лиц
Для физического лица:
- Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
- Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
- Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.
Для юридического лица:
Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.- Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
- Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
- Составление протокола разногласий (при необходимости).
- Подписание и передача одного экземпляра поставщику.
Правила подсчёта потреблённого ресурса
Интересуясь вопросом, как рассчитать водоотведение, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- В соответствии с тринадцатым пунктом Правительственного Постановления Российской Федерации № 392 от 30 июля 2004 года, для определения размеров оплаты применяется установленная формула, где тариф за водоотведение, принятый в регионе, умножают на размер потреблённого ресурса;
При наличии установленных индивидуальных счётчиков на горячую и холодную воду в квартире в формуле используются их показатели, при расчётах на человека без счетчика применяются средние показатели, принятые местными органами самоуправления;- Если счетчики водоотведения имеются, умножается количество кубометров горячей воды на региональный тариф, учитывая НДС, после чего умножается количество кубометров холодной воды на этот же тариф и эти два полученных результата суммируются, что и составляет сумму к оплате;
- При отсутствии приборов учёта потреблённого ресурса применяются стандартные нормативы по населённому пункту независимо от того, сколько на самом деле использует потребитель и использует ли вообще;
- Действующие нормативы пересматриваются ежегодно и публикуются на официальных сайтах местных администраций, а также в местных СМИ;
- Когда речь идёт о многоквартирном доме, во внимание принимаются общие домовые счётчики, если таковые имеются.
Штрафы для водопользователей
Смотреть штрафы для водопользователей
Размер штрафов для водопользователей зависит от состава нарушения. Загрязнение вод может грозить водопользователю даже уголовной ответственностью. Штрафы не коснутся Вас лишь в том случае, если Вы соблюдаете нормы экологического законодательства и имеете всю необходимую предприятию разрешительную документацию. Специалисты ЭкоПромЦентра помогут Вам в любом вопросе водопользования!
На момент написания материала продолжают вносится изменения. Для абонентов с водоотведением менее 30 кубометров в сутки, плата составляет 20 000 руб./мес. Кроме того, планируется введение новой услуги касаемо платы за экологический ущерб сетям водоотведения. Нужно учесть, что необходимо дождаться окончательных результатов изменений для полного понимания того, как предстоит отчитываться водопользователям.
Формулы по тарифам
Подводя итог к вышесказанному, формула, по которой считается сумма к оплате за водоотведение, выглядит следующим образом:
(холодное водоснабжение + горячее водоснабжение)*территориальный тариф.
Так, когда сумма расходов горячего и холодного водоснабжения за прошедший месяц составляет тридцать кубометров при тарифе восемнадцать рублей – 30*18=540 – именно столько придётся заплатить.
В интересах каждого потребителя самостоятельно контролировать нормы потреблённых ресурсов и требуемые размеры оплаты. Управляющие компании порой пользуются невнимательностью населения и их низкой правовой осведомлённостью, поэтому перед оплатой не будет лишним сверить показатели в квитанции с реальными цифрами. Так, к примеру, если в квитанции значится, что холодной воды за месяц потреблено восемь кубометров, а горячей девять, что в сумме равно двадцать (хотя должно быть семнадцать), потребитель имеет законное право пожаловаться на управляющую компанию в суд.
В реальности оплата по счетчику, установленному для всего дома, не столь распространённое явление на сегодняшний день. Тем не менее, все жильцы многоквартирного дома, где такой учётный прибор имеется, имеют право доступа к его показаниям. Хотя с другой стороны, вычислить по нему, кто именно и сколько использовал невозможно, для этого требуются только индивидуальные счётчики.
Ориентирование по квитанциям
При установленных общих домовых счётчиков или индивидуальных приборов учёта в квартире не возникает проблем, чтобы посчитать сумму к оплате, зная простую формулу и используя приведённый выше пример расчётов. При отсутствии счётчиков, как упоминалось выше, применяются региональные нормативы. В этом случае вообще не нужно ничего считать, вся информация будет отображена в квитанции.
Изучая информацию, представленную в квитанции, которая каждый месяц приходит всем потребителям, можно узнать о том, имеются ли в многоквартирном доме общие приборы учёта. Так, если установлены такие на горячую и холодную воду, в квитанции будут такие обозначения, как ГВ ДПУ и ХВС ДПУ. В этом случае умножать региональный тариф водоотвода придётся не на показатели своих личных счетчиков в квартире, а на показатели общего домового.
Из показаний совместных приборов учёта вычитаются также общие домовые потребности, такие, как уборка территории и подъездов. Если таких приборов нет, но индивидуальные счётчики есть в квартире, в квитанции это будет отражено отметками ГВ ИПУ и ХВС ИПУ.
По всем спорным и прочим вопросам, которые возникают при получении квитанции к оплате, независимо от наличия счётчика, необходимо обращаться непосредственно в управляющую компанию.
Порядок оплаты за водоотведение и нормативы с расчетными тарифами
В многоквартирных домах плату за услуги получает управляющая компания. Начисления ежемесячные, общие правила такие – количество потребленной воды равно количеству сливов в канализацию.
Новый порядок расчета платы за мусор для жителей многоквартирных домов
Тариф устанавливают власти региона, величина напрямую зависит от степени изношенности системы, очистных сооружений и другого оборудования, необходимого для водоотведения, утилизации. Также в сумму платы включены затраты на зарплату аварийных бригад, обслуживающего персонала.
Права потребителей
Ориентируясь в том, как считать водоотведение по счетчику, важно знать, что помимо обязательств своевременно и полностью оплачивать коммунальные услуги, к которым относится и водоотведение, каждый потребитель имеет право на получение качественных услуг. Если же таковые не предоставляются или не соответствуют требованиям, установленным российским законодательством, каждый гражданин вправе требовать перерасчёта.
Подготовка документов для подачи жалобы:
- Самостоятельные письменные расчёты требуемых сборов в соответствии с прилагаемыми квитанциями;
- Официальный отчёт управляющей компании за текущий год;
- Запланированные расходы управляющей организации на следующий год (сметы, копии смежной документации);
- Информация о доходах и расходах УК.
Чтобы перерасчёт за некачественные услуги действительно был произведён, необходимо представить зафиксированные доказательства того, что они на самом деле оказывались некачественные, что нарушает законодательные нормы, и с какого периода. Все предоставляемые коммунальные услуги считаются за определённый временной период, поэтому если он не зафиксирован, доказать что-либо будет не так просто.
Что включает в себя контроль состава и свойств сточных вод в 2020 году?
После того как Правила №728 вступили в силу, контроль сточных вод включает в себя следующие этапы:
- Проведение отбора проб сточных вод;
- Дальнейший анализ отобранных проб сточных вод;
- Визуальный контроль (если точнее, то под этим подразумевается проверка объектов на соблюдение требования о запрете сброса в централизованную систему водоотведения).
Обратим внимание, визуальный контроль – этап новый. Выполняется в соответствии с Правилами №644 и Правилами №728 по веществам, отходам, сточным водам, по которым проверка на соответствие требованиям о запрете указанного сброса возможна без отбора проб сточных вод и далее его анализа. Такая процедура проводится, если запрещенные сбросы в ЦСВ визуально можно обнаружить. Данные вещества есть в перечне приложения №4 к Правилам №644.
Фактические показатели сточных вод определяются с помощью специального оборудования для отбора проб, которое устанавливает организация, осуществляющая водоотведение.
Предлагаем Вам ознакомиться с тем, что из себя представляет форма акта отбора проб сточных вод.
Визуальный контроль, отбор проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод
Предлагаем немного подробнее остановиться на том, что такое визуальный контроль, а также такие этапы контролирования как отбор проб сточных вод и анализ уже отобранных проб.
Кто отвечает за каждый этап контроля водоотведения?
- Визуальный контроль проводит организация по водоотведению;
- Согласно специальным требованиям, отбор проб сточных вод осуществляется аккредитованной лабораторией или же организацией по водоотведению;
- Также аккредитованная лаборатория проводит анализ уже отобранных проб.
Требования к абонентам:
- Предоставить возможность провести визуальный контроль и отбор проб сточных вод;
- Обеспечить свободный доступ к воде для проведения контроля;
- Дать организации по водоотведению свободный доступ к канализации;
- Обеспечить места для отбора проб сточных вод и установить специальные указатели, которые будут идентифицировать контрольные канализационные колодца (они не должны мешать установке оборудования);
- В процессе осуществления визуального контроля должен присутствовать абонент или его представитель.
Форма акта обнаружения факта сброса веществ, которые запрещены к сбросу в ЦСВ.