Для чего нужна уборка рабочего места в заведениях общественного питания?
Согласно СанПиН 2.3.6.1079-01, во всех помещениях общепита (включая рабочие места сотрудников заведения) должна регулярно проводиться уборка. Данное правило было разработано в целях соблюдения чистоты и гигиены, повышения качества обслуживания, а главное — исключения прецедентов пищевого отравления потребителей.
Главным государственным органом, контролирующим соблюдение правил СанПиН, является Роспотребнадзор. В целях повышения эффективности мониторинга уборки, сотрудники ведомства проводят как плановые, так и внеплановые проверки деятельности заведений. О внеплановых проверках руководители предприятий не оповещаются.
Порядок уборки придомовой территории
Согласно правилам уборки территории, существует обязательный минимум клининговых работ:
- В летний период:
- подметание (механическое или вручную) асфальтированной территории и зон, свободных от насаждений;
- уборка мусора на дворовой территории, без вывоза;
- уход за насаждениями;
- уход за детскими площадками, зонами отдыха.
- В зимний период:
- очистка территории от снега и льда (механическая или вручную);
- складирование в разрешенной зоне и вывоз снега и льда;
- очистка и поддержание в доступном состоянии коммуникационных колодцев;
- обработка тротуаров, прогулочной зоны, проезжей части двора реагентами или песчано-солевой смесью;
- очистка крыш, козырьков иных конструкций дома от снега, наледи, сосулек.
Правила уборки территории предусматривают ответственность клининговой компании за невыполнение договорных обязательств. Жильцам следует знать о правилах уборки прилегающих территорий и юридической стороне вопроса, чтобы контролировать услуги, которые они оплачивают.
Виды уборки
В обязанности руководителя общепита входит организация ежедневной и генеральной уборок, которые производятся в разные дни отчетного периода. Ежедневная уборка предусматривает дезинфекцию и гигиеническую обработку всех помещений заведения, включая кухонные цеха, барную стойку, вестибюль, уборную и зал обслуживания посетителей.
В процессе мероприятия сотрудники общепита осуществляют уборку столов, мойку полов, чистку мягкой мебели, а при необходимости — замену скатертей. Персонал кухни производит очистку плит, рабочих поверхностей, духовых шкафов, вытяжек и холодильных камер. Ответственный за уборку уборных персонал производит дезинфекцию санузлов, раковин, зеркал, а также замену жидкого мыла в диспенсерах.
В отличие от ежедневной, генеральная уборка является мероприятием более масштабным и трудоемким. Помимо соблюдения всех ранее перечисленных пунктов, предписаниями генеральной уборки предусмотрены:
- уборка кухонных цехов, зала обслуживания и служебных помещений с помощью спецтехники (пароочистителя, пылесоса);
- удаление загрязнений и пятен с мягкой мебели и ковровых покрытий;
- дезинфекция помещений общепита с помощью химических моющих средств и кварцевого излучателя;
- химчистка жалюзи, штор и занавесок;
- мойка окон, фасадов, входных и внутренних дверей заведения.
При необходимости, проводится дополнительная очистка кондиционеров и вытяжек, разморозка и очистка холодильников.
Договор на уборку придомовой территории
Договор, который определяет порядок уборки придомовой территории, должен содержать:
- Данные обеих сторон, заключающих договор (их реквизиты, официальный адрес, контакты).
- Адрес объекта договора с определением границ территории.
- Перечень услуг, с указанием зоны ответственности каждой из сторон.
- Правила уборки придомовой территории в зимний период и летом.
- Дополнительные услуги.
- Сроки, условия продления и досрочного расторжения договора.
- Расценки, условия оплаты.
Если договор составляется с клининговой компанией, то все обязанности и ответственность делегируется ей. При заключении договора с наемным работником (с дворником) в обязанностях управляющей компании остается обеспечение его инструментами, спецодеждой, расходными материалами. Кроме того, правила уборки придомовой территории в зимний период предусматривают разовые или постоянные контракты на использование уборочной техники.
Как часто проводится уборка?
За составление и соблюдение графика уборки рабочих мест в барах, кафетериях, столовых и ресторанах отвечает задействованный персонал и руководитель предприятия. В соответствии с требованиями СЭС и СанПиН, ежедневная уборка должна проводится как во время дневной, так и после завершения вечерней смены. Важное условие: уборка зала обслуживания посетителей должна быть произведена за 10 -12 часов до открытия заведения.
Особое требование СЭС предъявляется к чистоте в кухонных цехах. Уборка данного помещения включает в себя не только обезжиривание рабочих поверхностей, мойку пола и вынос мусора, но и периодическую дезинфекцию сливных отверстий в раковинах. Не менее важным мероприятием является мойка ножей, досок для разделки мясных продуктов, а также чистка блендеров и другого кухонного оборудования.
Генеральная (комплексная) уборка в пунктах общественного питания производится ежемесячно (не более 12 раз в год). Как правило, в дни проведения дезинфекции и химчистки мебели заведение общепита посетителей не обслуживает.
Вывоз мусора с территории пункта общепита также входит в перечень требований СанПиН. В соответствии с правилами контролирующей организации, данное мероприятие необходимо осуществлять ежедневно. Обязанность по уборке и обработке бетонированных/асфальтированных площадок (для мусоросборников) возлежит на отдельной категории сотрудников общепита.
Предназначенные для установки мусоросборников площадки, должны очищаться и обрабатываться исключительно теми средствами, которые разрешены Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Важно: в журнале уборки заведения общепита должны присутствовать не только график периодичности проведения клининга, но и отдельный раздел, посвященный оценке качества проделанной работы. Такие записи позволяют более эффективно контролировать деятельность персонала, ответственного за поддержание чистоты и порядка на рабочем месте.
Правила уборки территории — делегирование ответственности
Соблюдение правил по обеспечению уборки дворовой территории жильцами многоквартирных домов сталкивается с реалиями жизни. Выполнение обязанностей лично, например, по утвержденным графикам, невозможно в силу разных причин. Поэтому порядок уборки придомовой территории определяется договором между жильцами и тем, кто берет на себя выполнение работ на практике.
Договор на уборку придомовой территории может быть заключен:
- между жильцами и управляющей компанией;
- между жильцами и клининговой компанией;
- между жильцами и штатным дворником через управляющую компанию.
Почему договор заключается не между управляющей компанией и работником без участия жильцов? Потому, что именно жители оплачивают услуги по уборке дворовой территории.
Кем проводится уборка рабочих мест в общепите?
Для каждого владельца кафе, бара, ресторана или паба соблюдение правил СЭС являются обязательным условием для успешного ведения бизнеса. И это вполне оправдано, так как от знания и строгого следования предписаниям санитарно-эпидемиологической службы зависит не только здоровье (а в ряде случаев, и жизнь) потребителя, но и репутация самого заведения.
Ответственными лицами за ежедневную уборку рабочих мест в общепите является рабочий персонал. В случае с генеральной уборкой, дело обстоит иначе. Учитывая масштаб и сложность мероприятия, с поставленной задачей могут справиться исключительно профессионалы. Таким образом, к капитальной уборке пунктов общественного питания привлекают сотрудников клининговых компаний. Используя специальное оборудование и моющие средства, нанятые специалисты выполнят работу быстро, качественно, и что немаловажно — в полном соответствии с действующими требованиями САнПиН(а).
Уборкой отдельных групп помещений в заведении общепита занимается специализированный персонал в лице уборщиц и уборщиков. Работники организации, ответственные за дезинфекцию уборных, не могут быть допущены к проведению уборки в кухонных и других цехах. В противном случае, это расценивается, как грубое нарушение предписаний СанПиН. Используемый в процессе обработки санузлов инвентарь ежедневно промывается и обрабатывается химическими моющими средствами. Хранится такой инструмент в специально отведенных для этой цели боксах.
Этап второй. Планировка уборки во дворе
Вначале выйдите во двор, осмотрите его и оцените масштабы предстоящей работы. Если ваш двор покрыт плиткой, а вся уборка заключается в том, чтобы убирать листья и приводить территорию в порядок весной, – это одно дело. И совершенно другое, если на горизонте видны огромные масштабы работы. Давайте выясним, чем зачастую засоряются дворы загородных домов.
- Строительные материалы. Как правило, это главный источник захламления, так как многие владельцы участков предпочитают называть строительными материалами старые доски, арматурные пруты, ржавые гвозди или жесть, прочее. И они не выбрасывают это лишь потому, что в будущем «оно может пригодиться». И с теоретической точки зрения это верно – весь этот хлам может пригодиться во время строительства различных хозяйственных сооружений или проведения небольшого ремонта. Пусть так, но скопившиеся стройматериалы все равно лучше перенести специально отведенное место, а остальную площадь очистить от мусора.
- Деревья. Они тоже могут быть хламом, поэтому со всей внимательностью изучите все, что расположены на участке. Нередко случается, что, к примеру, яблоня растет довольно долго, от нее годами ждут плодов, а их все нет. И причина может крыться в том, что дерево попросту неопыленное. В таких случаях «пустое» дерево срезается, а вместо него сажается другое. Поэтому и нужно осмотреть все деревья и определить, есть ли среди них хлам. Причем на возраст особого внимания обращать не стоит, поскольку нередко встречаются очень старые деревья, до сих пор отлично плодоносящие.
- Сломанные электрические приборы. Люди любят хранить во дворе старые электроплиты, холодильники и прочее. И пусть в голову не приходит ни один возможный вариант применения всему этому, приборы все равно хранятся. Обычно их «жалко выбрасывать», но вы не жалейте – это просто сломанные приборы, место им на свалке. Зато на вашем участке освободится несколько квадратных метров пространства.
- Трава. Безусловно, скорость роста сорняков зависит от конкретного региона. Есть места, где по выкопанному грунту трудно определить, чего там больше – растительных корней или, собственно, земли. Есть несколько возможных способов борьбы с сорняками: регулярно скашивать ее газонокосилкой с целью создания естественного газона, перекапывание участка вручную и удаление корней, обработка гербицидами (такими, как «Раундап»). Как бы то ни было, не забывайте о том, что кроме растений и корневищ в почве остается еще огромное количество семян, поэтому восхождение травы будет повторяться снова и снова.
- Старая мебель. Причин хранения сломанной или старой мебели несколько. Во-первых, это традиционное «жалко выбрасывать». Во-вторых, в разобранном виде мебель может пригодиться при сооружении тех же хозяйственных построек. И если вы не можете или не желаете все это выбросить, то рассортируйте мебель, дабы выяснить, что действительно может быть разобрано на доски (скажем, шкаф), а что разобрать невозможно или для строительства сарая вообще не используется – это, к примеру, мягкая мебель. Закончив с сортировкой, расположите «полезный хлам» отдельно, защитите его от влаги, а остальное смело отправляйте на свалку!