Установка ОДПУ: что это такое и кто за это платит? Общедомовые приборы учета | 321News.ru


Расшифровка аббревиатуры ОДПУ

ОДПУ называют общедомовые приборы учёта, такое оборудование размещается в многоквартирных домах и позволяет учитывать расход энергетических ресурсов жильцами всего МКД(многоквартирного дома).

У каждого владельца жилья установлены индивидуальные счётчики. Но их наличия недостаточно для полного определения расхода энергоносителей. Наиболее эффективно применение комбинации общедомовых счётчиков с индивидуальными, позволяющей кроме ресурсов, потреблённых жильцами, определить расход, приходящийся на содержание общедомового имущества.

Новости ЖКХ

Государственная политика в области использования энергетических ресурсов идет по пути их учета гражданами, организациями, государственными органами, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве – собственниками помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями. В связи с этим в 2009 году и был принят Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261).

Статьей 1 Закона № 261 установлено, что целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии со ст.11 указанного закона при строительстве зданий, сооружений, а также капитальном ремонте объектов должны быть обеспечены требования энергетической эффективности. Не допускается сдача в эксплуатацию зданий и строений, не соответствующих требованиям энергетической эффективности и без оснащения их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

То есть, с момента принятия закона № 261 все сдаваемые в эксплуатацию многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми (коллективными) приборами учета ресурсов (далее по тексту – ОДПУ). Следует учесть, что и к действующим зданиям и строениям, в том числе и многоквартирным домам, также имеются в законе требования об их оснащении ОДПУ.

Ст.13 пунктом 6 Закона № 261 предусмотрена обязанность собственников многоквартирных домов произвести оснащение МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов

. До 01 января 2020 года все многоквартирные дома должны быть оснащены приборами учета коммунальных ресурсов. Если собственниками обязанность по оснащению ОДПУ не выполняется, то обязанность установить приборы учета возлагается пунктом 9 ст. 13 Закона № 261 на ресурсоснабжающие организации (РСО).

Ответственность РСО за неисполнение требований о направлении предложений собственникам МКД и управляющим организациям предложений об оснащении ОДПУ установлена частью 6 статьи 9.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ):

«Несоблюдение организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, требования о предоставлении собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений таким лицам является обязательным, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей».

А также частью 12 статьи 9.16 КоАП предусмотрена ответственность РСО за отказ или уклонение от установки ОДПУ:

«Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей».

Судебная практика по привлечению к ответственности ресурсоснабжающих организаций и должностных лиц РСО по указанным нормам КоАП РФ многочисленна. Так, например, Решением Арбитражного суда Томской области по делу А67-7573/2013 от 08.05.2014 года, оставленному в силе Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2014 года, привлечена к административной ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в 50 000 рублей теплоснабжающей организации ООО «Томскводоканал».

Выводы суда следующие: «Согласно пунктов 5, 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

До 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу пункта 9 статьи 13 Закона №261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Довод заявителя о том, что в постановлении УФАС по ТО и приложенных материалах, представленных прокуратурой Советского района отсутствуют признаки совершенного ООО «Томскводоканал» состава правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, а также о том, что из постановлении прокурора Советского района невозможно определить, какое именно противоправное деяние, предусмотренное ч.12 ст.9.16 КоАП РФ совершено ООО «Томскводоканал», суд считает необоснованными.

Объектом правонарушения является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются статьей 13 Закона №261-ФЗ.

Оспариваемое постановление содержит описание события правонарушения, допущенного ООО «Томскводоканал», выразившегося в несоблюдении организацией, обязанной осуществлять деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых она осуществляет, установленных для нее в качестве обязательных требований об установке приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Доводы заявителя не опровергают наличия события правонарушения, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами.

Доказательства, свидетельствующие о принятии предприятием всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, а также доказательства, свидетельствующие об отсутствии объективной возможности для их соблюдения, в материалах дела отсутствуют.

Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Суд считает, что действия заявителя, выразившиеся в нарушении законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в виде несоблюдения установленных для ООО «Томскводоканал» в качестве обязательных требований об установке приборов учёта (общедомового счетчика холодной воды) используемых энергетических ресурсов в доме по пр.Фрунзе, 116 содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ».

Также аналогичные выводы сделали арбитражные суды в следующих судебных актах:

  1. Решение Самарского областного суда от 23.11.2017 года по делу № 21-2410/2017 об оставлении без удовлетворения жалобы должностного лица ресурсоснабжающей организации начальника управления по учету электроэнергии Дирекции по реализации АО «Самарская сетевая компания» Береславского М.С. на решение Октябрьского районного суда и Постановления Управления ФАС по Самарской области о привлечении его к ответственности по ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 25 000 рублей;
  2. Решение Саратовского областного суда от 30.11.2017 г. по делу № 21-703 об оставлении в силе и отказе в удовлетворении жалобы на постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, оставленным решением судьи Калининского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2020 года без изменения, о привлечении директора филиала ГУП СО «Облводоресурс-Калининский» Молодцова Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, и назначении ему административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей;
  3. Решение Ханты-Мансийского Арбитражного суда от 19.02.2018 г. по делу № А75-19807/2017, которым отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления административного органа от 17.11.2017 г. о привлечении к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях теплоснабжающей организации ООО «Октябрьское ЖКХ» и назначении административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Таким образом, если РСО, обслуживающее многоквартирный дом, после обращения управляющей организации не исполнило свои обязанности по проведению мероприятий по оснащению дома ОДПУ, предусмотренные Законом № 261, при непринятии собственниками решения об их установке, в законе имеется достаточно весомый рычаг воздействия на бездействующие РСО, который может повлечь неблагоприятные последствия в виде штрафов юридическому и (или) должностному лицу.

На управляющую организацию Законом 261, и другими нормативно-правовыми актами жилищного законодательства также возложены определенные обязанности для решения вопроса по установке или замене ОДПУ в многоквартирном доме, которыми не следует пренебрегать.

И лишь активные действия со стороны управляющей организации, а именно: направление собственникам предложений о проведении мероприятий по энергетической эффективности, предложение собственникам для принятия решения на общем собрании, а также организация общего собрания по решению вопросов об установке или замене ОДПУ, порядке финансирования и т.д. приведут к исполнению требований Закона № 261.

Кроме того, управляющая организация при отсутствии решения собственников об установке или замене ОДПУ также должна направить обращение в РСО об установке/замене ОДПУ, и совершить еще ряд совместных с РСО действий для достижения цели и во избежание привлечения ее к административной ответственности, а также получения предписания от органов государственного жилищного надзора.

Разновидности приборов учёта общедомовых ресурсов

В многоквартирных домах потребляются различные энергоресурсы, поэтому требуется соответственное использование счётчиков для каждого из видов по-отдельности.

Необходимость применения ОДПУ может быть связана с потреблением:

  • тепла;
  • электрической энергии;
  • бытового газа для отопления, подогрева воды или приготовления пищи;
  • холодного и горячего водоснабжения.

В дополнение к счётчикам может устанавливаться аппаратура, позволяющая отслеживать качество поставляемых ресурсов или устанавливать режимы их использования. К примеру, тепловой счётчик может дополнительно комплектоваться устройствами, регистрирующими температуру теплоносителя и регулирующими его поставку, учитывая температурный режим в помещениях.

Но использование дополнительной аппаратуры не входит в обязательные условия, регламентируемые законодательством. Жильцы вправе самостоятельно определять необходимость установки такого оборудования, учитывая масштабы предстоящих затрат на их приобретение и монтаж.

Требования к системам тепло и водоснабжения

Как оказалось, счетчики весьма чувствительны к условиям эксплуатации. Чтобы не пришлось говорить, что это установка ОДПУ стала причиной всяких трудноразрешимых ситуаций и только добавила хаоса в дело оплаты коммунальных услуг, нужно знать, что долговечность и точность измерений прибора зависят от:

  • чистоты труб;
  • чистоты воды в трубопроводе;
  • стабильности давления;
  • отсутствия в носителе пузырьков воздуха.

Следовательно, разумно прислушаться к мнению специалиста, который посоветует ставить перед счетчиками фильтры, вставлять и менять кое-какие компоненты и предложить продолжить сотрудничество с ним с целью контроля и своевременной очистки и замены деталей.

Что это такое?

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную. Устанавливается он в многоквартирном доме и учитывает потребление ресурсов жителями всего здания, а не отдельного подъезда или «стояка».

Особенности установки ОДПУ

Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.

Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.

Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.

узел-учета-тепловой-энергии
Узел учёта тепловой энергии

Стоимость оборудования определяется следующими факторами:

  • масштабами потребления и прочими техническими характеристиками, предъявляемыми к приборам;
  • характеристиками площади МКД и количеством квартир;
  • параметрами оборудования;
  • моделью и местом изготовления аппарата;
  • особенностями размещения и сложностью монтажа.

Разработка документов на монтаж приборов и подбор подходящей модели устройства возлагается на управляющую компанию.

Обычно данные устройства располагают в подвальном помещении дома, в условиях, обеспечивающих исправную и безопасную эксплуатацию оборудования, что удобно, учитывая нахождение там основных энергокоммуникаций. Исключение распространяется на электросчётчики, которые размещаются в щитовых помещениях, которые оборудуются для данных целей, при их наличии в доме.

Почему нас обязывают установить приборы учета тепла

Существует приказ Минэнерго, описывающий порядок установки ОДПУ. В соответствии с ним, собственники жилья или управляющая организация доставляют в РСО заявку с просьбой. Удостоверяют серьезность решения такие бумаги:

  • Копии документов, закрепляющих право собственности.
  • Учредительные документы.
  • Копия регистрационного свидетельства в органе реестра.
  • Документ о регистрации от налоговой инспекции.
  • Доверенность собственников на имя лица, подписавшего заявку.

После принятия этих документов РСО имеет десять рабочих дней на осмотр здания в присутствии представителя от общественности. Затем в пределах 15 дней организацией составляется и передается управляющей организации (УО) или собственникам договор. Общее собрание его обсуждает и не позже, чем через 15 дней возвращает договор с подписью ответственного лица в РСО.

Закон предусматривает в отношении установки ОДПУ, что это не распространяется на:

  • аварийные дома;
  • здания, подлежащие сносу;
  • помещения, не имеющие технических условий для надлежащей эксплуатации и сохранности приборов;
  • строения с объемом используемого газа не более 2 м3/ч;
  • дома, которые потребляют максимум 5 кВт/ч электроэнергии;
  • помещения, поглощающие не более 0,2 Гкал/ч тепла.

Для многих непонятно, зачем тратить деньги на установку дорогостоящего оборудования фиксации объемов потребления, если практически в каждой квартире есть индивидуальные приборы. По словам коммунальщиков, данная мера выгодна жильцам многоквартирных домов:

Как рассчитываются тарифы по ОДПУ

Кроме расхода ресурсов, потреблённых непосредственно для обеспечения квартир и учтённых индивидуальными счётчиками, в любых домах имеются места, используемые всеми жильцами – помещений для хранения инвентаря, колясок, коридоров, лестничных клеток и других.

Рекомендуем: Пробки для электросчётчика

Общедомовые аппараты по контролю использованных ресурсов позволяют рассчитать показатели расхода на содержание таких помещений и размер необходимой оплаты.

Для расчёта таких затрат применяется следующая формула:

Ро = (Р – Ринд)×Т,

в которой:

  • Ро – расчётная величина оплаты за содержание мест общего пользования;
  • Р – общий расход, определённый ОДПУ;
  • Ринд – суммарный расход энергоресурсов по итогам показаний индивидуальных приборов учёта;
  • Т – размер тарифа за соответствующие ресурсы.

Чтобы заинтересовать жильцов в приобретении и применении ОДПУ, государством в дополнение к тарифам предусмотрено использование повышающих коэффициентов, назначаемых для жителей домов, в которых не установлены общедомовые счётчики.

Как изменяется порядок начисления оплаты за коммунальные услуги после установки счетчика

Если устанавливается ОДПУ, после монтажа на ввод в эксплуатацию компании отводится 1 месяц. За это время УК должна рассчитать величину оплаты в соответствии с п. 81 Постановления Правительства РФ №354, где в расчет берутся показания счетчика.

Когда ОДПУ установлен, но некоторые квартиры не оборудованы приборами индивидуального учета, начисление платы производится по формулам, указанным в приложении 32 к Постановлению. Чтобы расходы были учтены, используются показатели общих счетчиков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: