Прямая оплата услуг ЖКХ: поможет ли сэкономить новая система


Технология отъема

С управляющих компаний, с ТСЖ коммунальные монополисты изымают в свою пользу весомую часть средств, предназначенных для содержания и ремонта общего имущества в жилом доме. Каким образом?

УК или ТСЖ являются по закону и по договору энергоснабжения исполнителем коммунальных услуг. Это значит, что в определенный срок товарищество или управляющая компания обязаны перечислить на счет монополистов сумму за весь дом полностью, независимо от того, сколько жителей на эту дату заплатило. Предположим, задолжало 10%, и тогда УК для оплаты по счету вынуждено взять недостающую сумму из тех денег, которые жители заплатили непосредственно ей за содержание и ремонт. И выполнить необходимый объем работ в доме компании будет просто не на что. И так из месяца в месяц…

Механизм отъема денег с использованием судебных решений отработан коммунальными монополистами в совершенстве. Арбитражные суды штампуют такие решения как на конвейере. И все по закону. Странно только, что законодатели в упор не видят в этом проблемы, не поправляют законы, а с азартом вносят предложения, которые усиливают дисбаланс прав в пользу коммунальных монополистов.

Благая цель снижения затрат потребителей на коммунальные расходы при помощи приборов учета сейчас полностью обесценена законодательной практикой, «заточенной» под то, чтобы не допустить снижения доходов коммунальных монополий и одновременно повысить расходы граждан при оплате услуг.

Доказательством тому служит и ежегодное непропорциональное инфляции повышение тарифов на продукцию и . Государство повышает тарифы в угоду коммунальным и иным монополистам не на величину инфляции (8–10%), а минимум на 15–20%.

Как узнать задолженность по ЖКХ за год? Проверка своих долгов по коду плательщика

При просрочке оплаты ЖКУ более одного месяца согласно статье 155 ЖК на сумму задолженности будут начислены пени. Причем при увеличении количества месяцев неуплаты проценты штрафа также будут расти:

Способы проверки задолженности по ЖКХ

  1. Личное посещение УК или ДЭЗа является наиболее привычным и надежным способом.
  2. При обращении в МФЦ можно оформить долговые квитанции.
  3. В банкомате или терминале можно узнать общую сумму долга.
  4. С помощью интернет-банка. Многие крупные банки предлагают на своих официальных сайтах производить оплату ЖКУ. В этом же разделе можно узнать долг по ЖКХ.
  5. С помощью интернет-сервисов и электронных систем платежей.

Рекомендуем прочесть: Как отказаться от антенны в квартире в москве через мфц
Через банки Москвы проверить задолженность перед ЖКХ можно в месте приема платы за коммуналку. Кроме этого, банкоматы и терминалы запрограммированы на то, чтобы по лицевому счету выдавать чек с данными о сумме и сроках перечисления взносов за квартиру.

Все номера телефонов, по которым выдаются сведения о состоянии лицевых счетов, указывается на бумажных квитанциях. Дополнительно эти данные можно получить в приемной УК, ЖКХ, ТСЖ, а также на информационных стендах, расположенных в доме.

Проверка задолженности по ЖКХ через банки Москвы

После выбора области и места проживания на странице отобразится список ресурсоснабжающих организаций. Кроме того, потребуется указать метод расчетов. Это возможно сделать по идентификационному коду или из системы государственной информации.

Собранные документы следует отправить почтой заказным письмом, приложив к нему уведомление и опись вложенных документов. После этого ждать ответа. Если никаких положительных результатов это действие не принесло — обращаться в суд с тем же пакетом документов.

Наиболее простой способ узнать задолженность по коммунальным услугам по фамилии — обратиться в почтовое отделение, где сотрудники предоставят необходимую информацию. Либо воспользоваться платежными терминалами.

Начисляют несуществующий долг по квартплате: что делать

  1. Обратиться в компанию, обслуживающую домовладение. Это можно сделать по телефону или явившись лично. Для получения актуальной информации о величине задолженности по коммунальным услугам достаточно указать адрес квартиры.
  2. В финансовых учреждениях, принимающих у клиентов платежи за услуги ЖКХ. Чтобы узнать данные о задолженности, можно указать как адрес, так и лицевой счет.
  3. Воспользовавшись услугами интернет-порталов, предварительно пройдя обязательную процедуру регистрации. С помощью официальных сайтов можно получать информацию о счетах и долгах в любое время суток. Но не стоит забывать о безопасности в сети интернет, чтобы персональные данные не попали к мошенникам. Для этого следует пользоваться лишь официальными порталами, такими как сайт госуслуг.

В кассе любого банка возможно получить ответ на волнующий вопрос в сфере оплаты коммуналки. Конечно же, можно традиционно отправиться в ближайшее отделение ЖКХ, в котором и так хранится лицевой счет плательщика. Некоторые представители старшего поколения привыкли узнавать суммы за коммуналку в отделении почты. На сегодняшний день данным способом можно вполне свободно воспользоваться, рискнув потратить значительную часть времени в конце месяца на ожидание своей очереди.

И счетчик не спасает

Наши расходы на коммунальные услуги, несмотря на применение приборов учета, растут, а расходы на содержание жилого дома и его ремонт уменьшаются. Большинство управляющих организаций применяет цены, установленные правительством города для населения. Это главное условие выделения бюджетных субсидий. Именно по этой причине мало у кого возникает желание установить цену выше, хотя по Жилищному кодексу она может быть индивидуальной для каждого дома, в зависимости от его технического состояния и капризов жителей.

Городская ставка планово-нормативного расхода на содержание и ремонт общего имущества осталась на уровне 2010 года, а тарифы коммунальных монополий выросли в среднем на 15%. Это значит, что в 2011 году москвичи должны отдавать коммунальным монополиям дань на 30% больше, чем в 2010 году. Тем самым положение с недофинансированием содержания жилья усугубилось.

Тарифы устанавливаются коммунальному предприятию как гарантирующему поставщику региональной энергетической комиссией и правительством Москвы. Для населения он одинаков, независимо от того, каким способом управляется дом и включает в себя усредненные издержки коммунального предприятия на приобретение ресурсов, производство, передачу энергии и энергоносителя и предоставление коммунальной услуги, включая сопутствующие производству и предоставлению коммунальной услуги расходы. В тарифе заложена норма прибыли (или плановая рентабельность производства) энергоснабжающей компании.

Например, производимое ОАО «МОЭК» тепло по себестоимости на 30% дороже тепла, производимого ОАО «МОСЭНЕРГО». Но в структуре сбыта МОЭК 65% составляет покупное у МОСЭНЕРГО дешевое тепло и не более 35% – дорогое, собственное. В итоге тариф для населения оказывается на 7–8% ниже, чем тариф для иных потребителей тепла.

Таким образом, вполне корректно утверждать, что население приобретает коммунальные как минимум по себестоимости и как максимум намного дороже. И говорить о благотворительности по отношению к жителям со стороны этой организации, по меньшей мере, несерьезно.

Как узнать долг по оплате ЖКХ

Проще всего уточнить задолженность посредством использования сайта управляющей компании. Пользователю необходимо авторизоваться и создать свой личный кабинет, который поможет двадцать четыре часа в сутки следить за начислениями. Тут также будет отображаться пеня в случае просрочки платежа. При регистрации указывается адрес квартиры и номер счета. По зафиксированным данным система сможет идентифицировать все начисления по конкретному направлению ЖКУ.

Рекомендуем прочесть: Чем отличается повторная выдача свидетельства огрн от получения дубликата

Узнать оплату ЖКХ через интернет

С помощью калькулятора определяются точные цифры на основе способа расчета и тарифной ставки. В личном кабинете пользователь четко следит за всеми изменениями, а также самостоятельно фиксирует показания всего учетного оборудования с квартиры.

Как узнать долги за ЖКХ? Имеется большое количество способов как посмотреть задолженность по ЖКХ. Можно это сделать дистанционно, не выходя из дома, можно отправиться в организации, владеющие такой информацией.

Разглядеть выгоду

Вам не кажется странным, что все разговоры, дискуссии в жилищной сфере сводятся к тому, что лучше: ТСЖ или коммерческая управляющая компания? Кто должен управлять: профессионалы или кухарки?

Конечно, профессионалы, убеждают нас теоретики и депутаты, ангажированные бизнесом и коммунальными монополиями. И так, слово за слово, уже и ТСЖ задвигаются на задний план.

А тем временем третий способ управления – непосредственный – довольно успешно реализуется в российских городах. И что-то не припомню информации о скандалах, громких уголовных делах, связанных с облапошиванием жителей в этих городах.

Итак, какую же выгоду дает непосредственный способ в расчетах за коммунальные услуги?

Собственники и наниматели в «непосредственных» домах, как потребители, заключают договоры на предоставление коммунальных услуг напрямую с коммунальными предприятиями или с уполномоченными ими агентами (посредниками, принимающими на себя статус исполнителей коммунальных услуг). И в первом, и во втором случае абонентами коммунального предприятия являются жители. Это очень важное обстоятельство.

Сколько бы ни было посредников между потребителем и коммунальным предприятием, вы являетесь абонентом предприятия, а не абонентом посредника. Никаких дополнительных поборов, ведь тариф для населения учитывает все расходы и все потери коммунального предприятия, включая потери на пути до самой квартиры и плату агенту за посредничество. Риски неплатежей потребителей при этом несет коммунальное предприятие. За неплатежи соседей вы ответственность не несете. Каждый платит только сам за себя.

Для работы с непосредственными потребителями – абонентами коммунального предприятия, исполнитель услуги в лице самого предприятия или его агента по закону должен заключить договор с каждым абонентом и использовать при взаиморасчетах показания приборов учета.

Учет и распределение общедомовых расходов при непосредственном способе управления являются предметом договора, заключаемого каждым отдельным абонентом с коммунальным предприятием. Рассмотрим схемы, которые могут применяться в расчетах.

К примеру, в доме установлен общедомовый прибор учета (ОПУ), индивидуальные приборы учета (ИПУ) имеются в части квартир. Потребитель, имеющий ИПУ, оплачивает коммунальную услугу двумя частями: по показаниям своего счетчика и долю расхода на общие нужды по приборам, установленным в местах общего пользования. Ее можно определять по доле общей площади квартиры потребителя по отношению к общей площади дома.

Жители квартир, не оборудованных ИПУ, оплачивают услуги по данным общего счетчика за вычетом суммы показаний квартирных. Доля расхода может определяться по числу зарегистрированных либо фактически проживающих в квартире жителей. Вторая часть платежа по общедомовым расходам определяется так же, как и для имеющих ИПУ. Никаких дополнительных расходов потребители при этом не несут.

Общедомовые сети, при помощи которых и оказываются услуги, передаются в аренду коммунальному предприятию. Средства от аренды по решению общего собрания собственников помещений направляются на содержание общего имущества, его ремонт и иные цели.

Прямая оплата услуг ЖКХ: поможет ли сэкономить новая система

Завизированный 3 апреля Владимиром Путиным закон позволяет потребителям оплачивать услуги ЖКХ без посредников. В тексте документа сказано: право разорвать отношения с управляющей компанией есть как у организаций, поставляющих ресурсы, так и у самих жильцов.

Впредь жильцы многоквартирных домов решением общего собрания могут перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (РСО), что, по мнению авторов нововведения, приведет к снижению неоправданно высоких тарифов и большей собираемости коммунальных платежей.

Однако у независимых экспертов есть серьезные сомнения на этот счет. По их оценкам, закон призван в первую очередь регулировать напряженные отношения между юридическими лицами: УК и РСО, так как первые задолжали ресурсникам порядка 250 млрд рублей.

Шило на мыло

Исключение недобросовестных управляющих компаний из отработанной схемы отплаты услуг ЖКХ даст возможность сэкономить, заявил глава государства в середине декабря 2020 года в ходе своей ежегодной пресс-конференции. По словам Владимира Путина, многие УК ведут нечестную игру. «Управляющие компании сначала деньги за все собирают, а потом расплачиваются, в том числе и с ресурсными организациями, — отметил он. — И далеко не всегда они расплачиваются своевременно и в полном объеме, и за этим мало кто смотрит».

Негодование Путина, как водится, тут же заставило вертеться все винтики бюрократического механизма страны. Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень сообщил, что отстранение УК от сборов платежей за коммунальные услуги повысит их качество. А уже 23 марта 2018 года соответствующий законопроект был принят в окончательном чтении Государственной думой, а спустя пять дней его одобрил и Совет Федерации.

Граждан наделили правом на общедомовом собрании собственников жилья принимать решение о заключении договора напрямую с РСО. При этом сами ресурсоснабжающие организации также могут отказаться от договора на снабжение коммунальными услугами через УК и перейти на прямые договоры с потребителями.

Ресурсники могут расторгнуть отношения с управляющими компаниями при условии накопившейся задолженности по оплате. Эксперты подчеркивают, что случаев, когда УК брали деньги за коммунальные услуги с жильцов, но не перенаправляли их на счета ресурсоснабжающих организаций, — предостаточно.

«В 2020 году задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги составила порядка 135 млрд рублей, в 2016-м уже свыше 250 млрд рублей и более 600 млрд рублей в прошлом году», — рассказал «МК» главный эксперт Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. По оценкам экспертов, 250 млрд рублей задолженности сформировалось по вине управляющих , — подчеркнул наш собеседник.

Однако даже если отрезать УК от денежного потока, тарифы меньше не станут. Ресурсникам придется расширять штат сотрудников, на чьи плечи упадут новые функции, например выбивание задолженности с неплательщиков, считает заведующий кафедрой Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Евгений Богомольный. Поставщикам ресурсов придется поднять тарифы, дабы покрыть эти расходы.

Если говорить о самих УК, у них забот не убавится. Их основные обязанности — содержание жилого фонда, его безопасное состояние, создание нормальных условий жизни собственников квартир. «Под юрисдикцию этих организаций попадают все коммуникации, их обслуживание, а также содержание придомовой территории, уборка общедомовых помещений», — подытожил Богомольный.

Чтобы дом не превратился в барак

А проблем в отношениях между собственниками и управляющими компаниями предостаточно. «В рейтинге жалоб в сфере ЖКХ первое место занимают обращения граждан относительно расчетов, второе — претензии к управляющим компаниям: порядка 17% от общего числа жалоб по России за год», — отметила первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светлана Разворотнева в разговоре с «МК».

Конфликты возникают из-за того, что управляющие компании, как коммерческие организации, хотят получить от своей деятельности максимальную прибыль и делают для этого все возможное — экономят на выполнении своих прямых обязанностей или завышают тарифы на коммунальные заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. — Там, где возможно найти компромисс между этими противоречащими интересами, конфликтов нет. А там, где невозможно — в основном из-за негибкости, непрофессионализма и жадности УК, — конфликт возникает».

Например, в начале текущего года был громкий конфликт в Москве из-за того, что управляющая компания аномально повысила тарифы, а когда жильцы не смогли покрыть счета, перестала выполнять свои функции. Собственники провели целый месяц без горячей воды, уборки мусора и работающих лифтов. В итоге одну недобросовестную УК сменили на другую.

В Волгограде сейчас разгорается другой конфликт жильцов с управляющей компанией. По обоснованному мнению собственников, УК полностью игнорирует требования пожарной безопасности — и жить в их доме становится рискованно. Крыша здания протекает, а вода течет на электрощиты и проводку. Особенно актуально эта история смотрится в свете недавней трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», где управляющие к пожарной безопасности относились также халатно. Но волгоградский конфликт пока не разрешен, жильцы только написали в жилищную инспекцию и потребовали проверки УК.

Закон поможет «юрикам», а не «физикам»

Собеседники «МК» убеждены, что переход на прямые договоры не поможет жильцам сэкономить. Выходит, изменением для собственников жилья станет только то, что счета за коммунальные услуги теперь будет выставлять не управляющая компания, а соответствующие РСО. Тарифы же от самого принятия такого закона и от изменений в Жилищном кодексе не вырастут и не упадут. «После вступления закона в силу должны быть законодательно одобрены поправки в Жилищный кодекс, а потом уже, когда они будут приняты, сами жильцы многоквартирных домов на общих собраниях будут принимать решение — воспользоваться этим правом или нет, — отметила Наталья Мильчакова. — Закон предоставляет жильцам только право платить напрямую РСО. Это не обязательное условие. Решение принимается на общедомовом собрании».

Ресурсники, в свою очередь, имеют право отказаться от прямых договоров и продолжать работать с УК, как и раньше. «Вообще от услуг УК надо отказываться только тогда, когда УК не выполняет своих функций или завышает тарифы на ЖКХ, при условии что жильцы могут это доказать, — подчеркнула эксперт. — А если собственники довольны работой управляющих компаний, то переходить на новую систему оплаты нет смысла».

Отказаться от услуг управляющих компаний можно двумя способами. Во-первых, по инициативе ресурсника, если есть задолженность в размере более двух среднемесячных объемов у управляющих компаний перед РСО, доказанная судом. Другой вариант: решение общедомового собрания. Но жильцы с трудом выходят на такое обсуждение. Люди часто бывают недовольны своим коммунальным обслуживанием, но когда приходит время предпринимать какие-то организационные усилия, им недосуг этим заниматься.

«Не думаю, что с принятием закона стоит ожидать массового перехода на прямые договоры с ресурсниками. В большинстве своем те, кто хотел отказаться от посредника в виде УК, уже это сделали, а сейчас подобные отношения будут узаконены», — считает Светлана Разворотнева.

По ее словам, закон имеет большее отношение к расчетам между юридическими лицами: «управляшками» и ресурсниками. «УК собирали деньги с жильцов, но не переводили их ресурсоснабжающим организациям. Собственники недовольны управляющей компанией не потому, что они задерживает денежные переводы, а потому что она плохо следит за их домом, оказывает некачественные услуги, — продолжает Разворотнева. — В данном случае полный отказ от УК не поможет. Ее следует поменять. Бывает такое, что за долги УК ресурсники отключают воду в квартирах собственников или канализацию и свет всему дому. Но все эти действия незаконны».

В конечном счете принятый закон позволит регулировать отношения конфликтующих юрлиц: УК и РСО. Что же касается собственников жилья в многоквартирных домах, то надеяться на уменьшение тарифного бремени им не следует.

СПРАВКА «МК»: регионы с наибольшей задолженностью населения по оплате за ЖКХ, 2020 г.

Субъект %

Дагестан — 30%

Ингушетия — 30%

Кабардино-Балкария — 28%

Северная Осетия — 27%

Чечня — 20%

Вопросы применения нового закона

Преимущества заключения прямых договоров очевидны:

  • исключение из взаимоотношений посредника и экономия на его услугах;
  • расчеты за потребленные ресурсы напрямую с РСО.

При этом пока не ясно, как будет применяться на практике закон о прямых расчетах в ЖКХ без управляющей компании в качестве аккумулятора всех платежей. Так, специалисты высказывают сомнения, каким образом собственники будут защищать свои права, не имея ни опыта подобного представительства, ни доступа к сетям. Ответственность за содержание внутридомовых сетей по-прежнему лежит на УК, но каким образом они будут участвовать во взаимоотношениях собственников и РСО, не являясь стороной в договоре, не понятно. Рядовой гражданин не имеет ресурсов для определения источника проблемы, а участники системы ЖКХ склонны перекладывать ответственность друг на друга.

Основные положения закона

Система прямых договоров считается более эффективной по сравнению с существующей в настоящий момент в большинстве регионов РФ. И она уже успешно применяется на практике, и не только в столице. Прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями в 2018 году введены в СПб. Уже несколько лет подобные схемы применяются в Иркутской области, Ленинградской области, Барнауле и т.д.

По сути закон о прямых договорах с поставщиками ресурсов вводит новую систему взаимоотношений собственников жилья и РСО. Собственники получат право заключать договора напрямую с ресурсоснабжающими организациями, минуя посредников. Этими посредниками сейчас выступают не только управляющие компании, но и товарищества собственников, жилищные или потребительские кооперативы. В настоящие время именно эти организации представляют интересы собственников жилых объектов по оплате потребленных электроэнергии, горячей и холодной воды, газа и т.д.

Конечно, основная задача закона — установить прямые платежи за оказанные услуги, и это делается не только из-за недобросовестности некоторых управляющих компаний. Закон о прямых расчетах в ЖКХ в 2018 году позволит снять с УК несвойственные им функции по сбору и распределению средств. Более того, сейчас граждане предъявляют именно УК требования о качестве услуг, а РСО — об оплате потребленных ресурсов. Между тем, Управляющие компании отвечают только за внутридомовые сети, а не за поставку ресурсов, и порой вынуждены покрывать из средств, не предназначенных для этих целей, долги конечных потребителей за ресурсы.

Новый федеральный закон вводит схему прямых расчетов потребителей с РСО, что позволит избежать образования новых долгов УК, а ведь они уже грозят банкротствам как РСО, так и самим управляющим компаниям.

Без посредников! Обзор закона о прямых расчетах в сфере ЖКХ в 2020 году

Плюсы перехода на подобные отношения

  • Управляющие компании не будут иметь отношения к платежам населения за ЖКУ, и у них исчезнет возможность направлять эти деньги на свои нужды, вместо оплаты коммунальных ресурсов (нет нужды напоминать о громких скандалах по поводу растраты или нецелевого использования денег населения, полученных жилищными организациями от населения за ЖКУ)
  • Размер выручки УК снизится за счет исключения из нее платежей населения за комуслуги. В результате этого многие из них смогут применять упрощенную систему налогообложения. В итоге – уменьшаться платежи в бюджет и различные фонды, у жилищных организаций будет оставаться больше финансовых средств на выполнение своих непосредственных обязанностей.
  • Выгода ресурсоснабжающих организаций будет заключаться в том, что при правильном построении работы с потребителями, вырастет собираемость платежей за коммунальные услуги. Как показывает практика – с населения она при постоянном методичном взыскании несвоевременно вносимых платежей составляет примерно 90%, тогда как этот же показатель при отношениях с УК приблизительно равен 75%.
  • Каждый потребитель расплачивается только за тот объем услуг, который получил непосредственно он, а не сообща с соседом.
  • Уменьшение случаев банкротства управляющих компаний. Ведь деньги, собранные ими с населения за ЖКУ, часто не доходили до РСО. Результатом становились судебные процесс и разорение многих УК.
  • Итогом перехода на прямые договора станет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. РСО, являясь крупными фирмами, имеют больше возможностей, чем управляющие компании, развивать процесс оказания ЖКУ. А получая платежи населения на свои счета – у них появляется и такая обязанность.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: